Журнал №191, август 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Природа

Пингвинов оказалось в три раза больше, чем мы думали

17 марта 2017
/upload/iblock/2f6/2f6f2a5329b3eea91cb057ea77d9f940.jpg
Фото: Christopher Michel/Flickr.com
/upload/iblock/3d8/3d8cd410d210c7d3d2fc0a16aae6755c.jpg
Фото: ravas51/Flickr.com
/upload/iblock/780/780ab75198e75f6ce8439ab56a9f6238.jpg
Фото: ravas51/Flickr.com
/upload/iblock/c9b/c9b8f86e51d7b497e8d62a446858e576.jpg
Фото: Gregory Smith/Flickr.com
/upload/iblock/480/48095cd36fd1b953755e03a9498d4cf5.jpg
Фото: Eli Duke/Flickr.com
Подсчитав популяцию пингвинов Адели в 2016 году, ученые забили тревогу: по их данным, численность птиц стремительно сокращалась. Однако вывод оказался неверным: в расчетах была найдена ошибка, и реальная цифра оказалась почти в три раза выше.
Пингвины Адели (Pygoscelis adeliae) гнездятся на побережье Антарктиды и ближайших к материку островах: Южных Шетландских и Оркнейских. По данным на 2016-й год, их численность составляла около 2,5 миллионов особей, и это меньше, чем насчитывалось в прошлом. В некоторых областях популяция уменьшилась на 80%, и лишь некоторые колонии ученые смогли назвать стабильными. Пингвины являются крайне важным звеном экологической цепочки Антарктики, и наблюдения за ними ведутся постоянно. Это позволило исследователям из Австралии, Франции и Японии сделать открытие, которое полностью меняет как прежние статистические данные, так и общие знания о жизни пингвинов Адели. Традиционные методы основывались на подсчете пар. Особи, не создающие пары, не рассматривались: предполагалось, что их слишком мало, чтобы повлиять на итоговую цифру. Кроме того, они не выходят на сушу, проводя большую часть времени в море, и в результате просто не попадаются на глаза ученым. Проанализировав снимки, сделанные земли и с воздуха в течение нескольких сезонов размножения, орнитологи опровергли этот вывод: выяснилось , что одиночный образ жизни ведет огромное количество пингвинов: 3,6 млн, то есть в полтора раза больше числа тех, кто занимается продолжением рода. Таким образом, популяция пингвинов Адели на планете достигает 6 миллионов. Однако ученые не спешат радоваться. Они напоминают, что глобальное потепление приводит к исчезновению естественной среды обитания многих живых существ, в том числе пингвинов. Повышение температуры уменьшает количество ледников, а на их место приходит талая вода. Пингвины же, откладывая яйца в привычных местах, впоследствии лишаются их: условия либо не позволяют птенцу вылупиться, либо, появившись на свет в воде, он умирает от переохлаждения. Тот факт, что большинство пингвинов игнорирует брачный период, может быть следствием климатических изменений. В результате однажды прирост популяции может стать отрицательным, и это поставит птиц на грань исчезновения. Узнайте, как пингвины были убиты айсбергом.