Журнал №190, июль 2019

Две редкие орхидеи появятся в “Аптекарском огороде” 1 ноября

Аптекарский огород
01 ноября 2016
/upload/iblock/bbb/bbbb85923f36873562b1f25db8993684.jpg
Ангрекум Лемфорд "Белая красавица".
Фото: Аптекарский огород
/upload/iblock/c60/c603116f2b86593ba540c7afba5d80c5.jpg
Россиоглоссум большой, или Орхидея-клоун, или Пасть тигра
Фото: Аптекарский огород
В первый день последнего месяца осени в Ботаническом саду МГУ "Аптекарский огород" представят две редкие орхидеи — в тропиках появятся Россиоглоссум большой, или Орхидея-клоун, или Пасть тигра, (Rossioglossum grande) с эффектными цветками тигровой окраски и гибридная Ангрекум Лемфорд "Белая красавица", или Орхидея-комета, (Angraecum Lemforde 'White Beauty'), крупные цветки которой сильно благоухают мускатным орехом (на закате и ночью).
Посетители смогут увидеть новинки в одной из стеклянных витрин с ценными орхидеями в Пальмовой оранжерее и получить детальную информацию на экскурсиях "Краски осени" в выходные дни. Орхидея-клоун произрастает в тропических дождевых лесах Мексики, Белиза и Гватемалы на высоте от 1400 до 2700 метров. На соцветии образуется от 2 до 8 15-сантиметровых цветков. Ангрекум Лемфорд "Белая красавица" — гибрид Ангрекума полуторафутового, или Звезды Дарвина, и Ангрекума Магдалены. Начиная с вечера, крупные белые цветки источают мощный сладкий аромат, напоминающий мускатный орех с нотками жасмина и сандалового дерева. Цветок похож по форме на звезду и на комету. Он ярко-белого цвета, с блестящей, словно восковой, поверхностью, которая отражает в темноте даже самое минимальное количество света — например, свет луны. В результате, кажется, что в темноте цветки Ангрекума светятся. Эта "хитрость" нужна растению для того, чтобы ночные опылители, от которых оно зависит, легче находили свежие цветки в практически полной темноте. Также Орхидея-комета примечательна очень длинным шпорцем-нектарником и связью с Теорией эволюции Чарльза Дарвина. Именно он предположил, что Ангрекум должен опыляться какой-то ночной бабочкой с беспрецедентно длинным хоботком, способным дотянуться до нектара, спрятанного в кончике шпорца цветка. В научных кругах подобное предположение сразу же высмеяли — возможность существования насекомого-опылителя с 35-сантиметровым хоботком казалась на тот момент абсурдом. Гипотеза подтвердилась лишь спустя 21 год после смерти Дарвина, когда был открыт новый вид именно такой ночной бабочки — подвид бражника Xanthopan morgani. Кроме того, на болоте с хищными растениями продолжает цвести гелиамфора поникающая, или Солнечный кувшин, (Heliamphora nutans) семейства Саррацениевых из Южной Америки. В Ботаническом саду МГУ собрана вторая по величине коллекция орхидей в России — более 830 видов, форм и сортов из тропических и субтропических регионов Земли, а также более 50 видов и форм орхидей умеренного и холодного климата. Среди тропических и субтропических преобладают виды американского и индокитайского происхождения. Важнейшее достоинство коллекции орхидей сада — её активное использование в научно-образовательных и просветительских целях. "Аптекарский огород" открыт каждый день с 10.00 до 20.00.