Растения

Генетически модифицированный картофель светится из-за стресса

National Geographic Россия
28 мая 2021
f15624f68d924fea9cd0be96fe0945cc.max-2000x1000.jpg
Фото: Hebrew University
Это поможет земледельцам выявлять болезни у растений на ранней стадии.

Вечная проблема садоводов, огородников и вообще земледельцев: к тому моменту, когда заметишь, что растения подвергаются болезням или стрессам, их уже часто невозможно спасти. Чтобы решить эту проблему ученые из Еврейского университета в Иерусалиме под руководством доктора Шило Розенвазера вывели генетически модифицированный картофель, который светится на самых ранних стадиях стресса.

Для своего эксперимента исследователи взяли картофель Solanum tuberosum, более известный как ирландский картофель – это основная продовольственная культура во многих странах мира. Они ввели новый ген в хлоропласты растения, которые представляют собой органеллы (субклеточные структуры), осуществляющие фотосинтез. Этот ген экспрессирует флуоресцентный белок в ответ на присутствие активных форм кислорода.

Hebrew University Образец картофеля сканируется высокочувствительной флуоресцентной камерой

Эти высокореактивыные химические молекулы вырабатываются, чтобы помочь смягчить стресс, но они также могут нанести вред растению, если в клетках их накопится слишком много. Иными словами, чем больше стресса испытывает растение, тем большее количество активных форм кислорода оно производит.

В случае нового картофеля стрессовая ситуация приводит к тому, что растение производит больше флуоресцентного белка. И хотя свечение нельзя увидеть невооруженным глазом, его можно обнаружить с помощью высокочувствительной флуоресцентной камеры.

«Мы смогли отследить сигналы флуоресценции, испускаемые биосенсорами, и заметили накопление активных форм кислорода на ранних этапах реакции на стрессовые условия, такие как засуха, экстремальная температура и яркий свет», – Шило Розенвазер.

Теперь команда планирует продолжить разработку концепции и применить ее к другим культурам. Похожая, но не связанная с этой работой технология уже была разработана калифорнийской компанией InnerPlant, которая намерена выпустить в продажу генетически модифицированный томат.

Это не единственный любопытный эксперимент на растениях – посмотрите на других мутантов, которые реагируют светом в ответ на опасность.

Места силы: путешествия с новым Chevrolet Tahoe