Растения

Как очистить воду без химии? Ответ знают растения

Анна Лукьянчикова
13 октября 2021
0B6A0213 (1).jpg
Так выглядит водоем сейчас, осенью 2021 года.
Дренажная канава до реконструкции 1.jpg
Так канал выглядел в середине 1990-х.
Фото: Ботанический сад МГУ
В Ботаническом саде МГУ «Аптекарский огород» закончили реставрацию старинного дренажного канала. Вода в нем теперь будет очищаться самой природой.

Прямоугольный вытянутый водоем в Аптекарском огороде был создан в XVIII веке – он отделял хозяйственную часть от исторического дендрария. В это углубление вода поступает не только с прилегающей территории, но и через подземные водостоки с крыш оранжерей, чья площадь составляет около 2000 м2.

Реставрация канала проходила так: сперва оттуда полностью откачали воду, уложили гидроизоляцию, обложили известняком и заполнили гравием дно. Реставрация длилась все лето и порой замедлялась – когда дожди наполняли углубление водой. А вот по окончанию работ осадки пригодились – они заполнили канал, куда посадили растения-биофильтры, которые будут очищать воду как от тяжелых металлов, так и от органических частиц.

Среди них есть не только широко известные виды – водная мята, рогоз узколистный, тростник южный, стрелолист широколистный, ирис аировидный (аир) и разные осоки, но и более экзотичные, декоративные виды вроде рогоза грациозного, урути, аврана лекарственного и стрелолиста японского.

водная мята на первом плане.JPG
Водная мята (на переднем плане) пока не разрослась, но в следующем году ее будет не узнать.
канал1.JPG
То же место, вид с противоположной стороны. В новом сезоне мята станет гораздо пышнее.
Фото: Анна Лукьянчикова

Главный компонент системы биофильтров – водная мята. Это дикорастущее растение используется при рекультивации земель во всем мире. Разветвленная корневая система, расположенная на границе воды и грунта, фильтрует воду и может поглощать соли тяжелых металлов, а также фосфор и азот. Ботанический фонд Klorane совместно с Французским национальным центром научных исследований протестировал и подтвердил водоочистительные свойства водной мяты в национальном парке Севенны во Франции.

«Растение аир в качестве биофильтра использовали еще в средние века: таким образом очищали воду, чтобы ее могли пить лошади», – главный садовник Ботанического сада МГУ «Аптекарский огород» Антон Дубенюк.

Стрелолист и тростник очищают воду за счет большой биомассы, осоки выполняют функцию механической фильтрации, образуя плотные кочки в воде, а с помощью системы корневых пор они отлавливают взвешенные частицы. В корнях многих из перечисленных растений поселяются особые микроорганизмы, которые способны очистить воду даже от нефтепродуктов.

Пруд в Аптекарском огороде2.jpg
Уруть – симпатичное пресноводное растение с перистыми листьями
стрелолист широколистный.jpg
На переднем плане – стрелолист широколистный.
Фото: Анна Лукьянчикова

Если канал переполнится, то часть воды будет сбрасываться в большой пруд по специальной трубе, а остальным избытком сотрудники сада смогут полить растения в оранжереях, используя погружные насосы. С апреля по октябрь так собирается около 80 кубометров осадков в месяц, и это позволяет экономить до 20% воды из водопровода. Такой способ полива не только экологичен, но и полезен для растений: мягкая, обогащенная кислородом дождевая вода очень нравится требовательным орхидеям, суккулентам и насекомоядным растениям.

Один из идеологов создания системы биологической очистки воды – ландшафтный архитектор Ботанического сада Артем Паршин. Проект с растениями-биофильтрами его создатели называют частично экспериментальным: наблюдение за водной экосистемой в первое время позволит понять, какие виды доминируют и что стоит учесть при дальнейшей работе.

«Растения будут очищать воду без вмешательства человека, разве что им слегка помогут с опавшими листьями, чтобы не допустить эвтрофикацию (проще говоря, цветение) водоема», – рассказывает директор Аптекарского огорода Алексей Ретеюм.

огарь.jpg
Огари облюбовали Старинный пруд «Аптекарского огорода».
0B6A0195.jpg
Старинный пруд – ровесник первого ботанического сада в России.
Фото: Ботанический сад МГУ
слева самая старая ива белая.jpg
Самое старое дерево «Аптекарского огорода», ива белая, – слева.
Фото: Анна Лукьянчикова

По словам директора, в рамках того же проекта в следующем году планируется очистить Старинный пруд, который был выкопан в самом низком месте в 1706 году – в год создания всего Аптекарского огорода. Изначально в нем собиралась вода для полива посадок, а дно было выстлано несколькими слоями специальной серой глины из Гжели. В пруду живут не только караси, карпы и ротаны, но и огари с кряквами. А на берегу растет самое старое дерево сада – ива возрастом более 300 лет.