Растения

Пиво улучшат с помощью генно-модифицированного ячменя

National Geographic Россия
17 ноября 2021
beer-g106cd0628_1920.jpg
Фото: Pixabay
И не только пиво.

Ожидается, что изменение климата окажет большое влияние на урожайность и продовольственную безопасность в ближайшие десятилетия. Ученые, работающие над решениями этой проблемы, не упускают возможности продемонстрировать, какую роль могут сыграть инструменты редактирования генов – например, CRISPR.

В новом исследовании японские биоинженеры использовали эту технологию для получения генетически измененного ячменя с задержкой прорастания.

Okayama University Обычный проросший ячмень слева и генетически отредактированный ячмень с задержкой прорастания справа

Ячмень – одна из наиболее широко выращиваемых культур в мире. Его используют в производстве хлебобулочных изделий, круп, кормов для животных, а также в качестве источника солода для алкогольных напитков, включая пиво и виски. Однако существует одна проблема, с которой часто сталкиваются фермеры, выращивающие ячмень, – прорастание перед уборкой урожая.

Оно происходит из-за высокой влажности, например, после дождя перед уборкой урожая, что значительно обесценивает зерно. Ученые годами бились над этой проблемой и теперь, похоже, нашли решение.

«Поскольку наша совместная исследовательская группа уже накопила опыт точного редактирования генома ячменя, мы начали действовать по той же схеме. В предыдущих исследованиях были выявлены определенные гены покоя зерна и семян ячменя, которые называются qsd1 и qsd2. Поэтому нам было ясно, в каком направлении двигаться», – Хироси Хисано, ведущий автор исследования из Университета Окояма.

Ученые использовали в качестве отправной точки сорт ячменя под названием «Золотое обещание» и применили CRISPR для создания генно-модифицированных его версий с мутантами одного или обоих генов покоя. Эксперименты показали, что повреждение второго участка ДНК приводило к тому, что ячмень полностью перестал реагировать на повышенную влажность. Повреждение или удаление гена qsd1 привело к заметному снижению в чувствительности зерен к влаге, но при этом семена все же могли прорастать при высадке в грунт или подготовке солода.

«Мы создали мутантный ячмень, устойчивый к предуборочным прорастаниям, используя технологию CRISPR / Cas9. Кроме того, наше исследование не только прояснило роль qsd1 и qsd2 в прорастании или покое зерна, но и установило, что qsd2 играет более важную роль», – пишут исследователи.

Они отмечают, что эта работа знаменует собой важный шаг в настройке наиболее широко используемых в мире сельскохозяйственных культур для более эффективного реагирования на последствия изменения климата.

Почитайте, как потепление повлияет на наши любимые продукты.

Как встретить Новый год в Великом Устюге и Вологде