Журнал №193, октябрь 2019

Софья Демьянец
08 сентября 2017
/upload/iblock/bea/bea8a9ef8a90add4d1cabc5c68377899.jpg
Орхидея Acampe Rigida.
Орхидея Acampe Rigida опыляется с помощью дождя.
В природе существует немало разных типов опыления, среди которых есть, например, анемофилия (опыление с помощью ветра) и гидрофилия (опыление при помощи воды). Такие абиотические опыления, то есть те, в которых не участвуют животные, присущи лишь 10% видам растений на Земле. 98% из них опыляются при помощи ветра и только 2% видов - при помощи воды. Самый необычный тип опыления, гидрофилия, распространен в основном у водных растений, пыльца которых распространяется с помощью потоков воды. Однако к большому удивлению ученых он также был обнаружен и у наземного растения – орхидеи Acampe Rigida. Этот вид распространен на юго-западе Китая, и его цветение приходится на сезон дождей. Исследователи долгое время не могли понять, почему растение цветет в столь необычное для цветения время – ведь насекомых, которые, как правило, играют основную роль в опылении орхидей, не часто встретишь во время дождя. За два года наблюдений за растением ученые увидели лишь одно насекомое, «посетившее» цветок Acampe Rigida – осу. Впоследствии стало ясно, что опыление происходит при помощи капель дождя. Капли воды попадают на пыльники (части тычинок, содержащие пыльцу) орхидеи, а затем, уже вместе с пыльцой, «спускаются» вниз на рыльца этого растения. Таким образом и происходит опыление.