Экспедиция «9 Легенд Русского Севера»
Природа

Плесень может видеть

Популярная Механика
11 февраля 2016
/upload/iblock/fb4/fb4c1be4e7c4056de54d54b893978a94.jpg
Фото: Ирина Козерог
/upload/iblock/3d6/3d6f876d32420f0e2a8c538d974bd59d.jpg
Плесень под дождем.
Фото: Ирина Козерог
/upload/iblock/a07/a074949f4146c580885200acc7815990.jpg
"Миры". Плесень на акриловой краске.
Фото: Анатолий Поздняков
Когда смотришь на заросший ряской пруд, трудно представить, что вода на самом деле покрыта слоем настоящих одноклеточных глаз.

В статье, опубликованной в научном журнале eLife, биологи показали, как цианобактерии и другие одноклеточные организмы могут засекать свет и двигаться по направлению к нему. Оказывается, они используют все свое тело как глаз.

Биологи исследовали вид цианобактерий под названием Synechocystis, имеющих круглую форму. Исследователи заметили, что когда свет попадает на одну сторону бактерии, она начинает действовать как линза, преломляя свет и фокусируя его в одной точке на противоположной стороне. Специальные рецепторы улавливают концентрацию света, и в результате вся бактерия движется к его источнику с помощью специальных нитевидных отростков – пилусов.

Несмотря на то, что конечный результат (способность ориентироваться в мире, ощущая свет) одинаков и у цианобактерии, и у животных, реальная биология процесса тут очень разная. Но удивительно другое: и цианобактерия, и человеческий глаз могут видеть мир примерно одинаково. Как и изображения, увиденные человеческим глазом, образ, увиденный бактерией, перевернут вверх ногами. Правда, мы, разумеется, видим мир гораздо четче, и человеческий мозг еще и переворачивает картинку как надо.