Экспедиция «9 Легенд Русского Севера»
Природа

Почему акула-молот плавает боком?

11 августа 2016
/upload/iblock/c58/c585e355f69ae2461322de4b25bc0ff6.jpg
Фото: Gary J. Wood/Flickr.com
/upload/iblock/1a8/1a86fd1172319d8d6ce051e4e1ab7f4b.jpg
Фото: Nathan Forget/Flickr.com
/upload/iblock/861/86167fdafe60fb557d18610159a3b433.jpg
Фото: skeeze/pixabay.com
Ученые замечали, что акула-молот может плавать на боку, но ранее это считалось признаком заболевания. Результаты нового исследования опровергают эту теорию.
Группа морских биологов из Австралии, Японии, Белиза, Израиля и США, изучая гигантскую акулу-молот (Sphyrna mokarran), зафиксировали большое число случаев необычного стиля плавания этих хищных рыб – слишком большое, чтобы списывать это на болезнь. Для прояснения вопроса ученые укрепили на нескольких акулах видеокамеры и акселерометры. В эксперименте приняли участие животные, обитающие в акватории Белиза, Багамских островов и австралийского Большого Барьерного рифа. Результаты исследования показали, что практически 90% времени Sphyrna mokarran плавает на боку. Угол наклона отличался в зависимости от места обитания рыбы: так, для австралийской акулы он составлял от 50º до 75º, а для ее сородича из Белиза - 30º-80º. Однако схема поведения во всех случаях оказалась одинаковой: приблизительно каждые 10 минут акула наклонялась в другую сторону, независимо от глубины и маршрута. Объяснить это удалось с помощью законов гидродинамики: сопоставив тягу, плавучесть, подъемную силу и сопротивление, которые акула испытывает во время движения, ученые установили, что при боковой позиции тела увеличивается площадь поверхностей, создающих плавучую силу. В результате рыба, прилагая меньше усилий и развивая меньшую скорость, чем при обычном стиле плавания, оказывается способна создать необходимую подъемную силу. Это позволяет ей экономить энергию и совершать длительные путешествия. Теоретические выводы удалось подтвердить при помощи эксперимента с моделью акулы-молота, напечатанной на 3D-принтере и помещенной в аэродинамическую трубу. Авторы исследования напоминают, что при всем объеме знаний об обитателях Мирового океана человеку предстоит совершить еще множество открытий. А стиль плавания гигантской акулы-молота может оказаться интересен разработчикам подводных аппаратов. Смотрите схватку тигровой акулы и акулы-молота.

Кампания за запрет ловли акул ради плавников