Журнал №192, сентябрь 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Природа

Почему бабочки пьют слезы черепах?

06 марта 2016
/upload/iblock/4b9/4b95d9f47907c2bac8dcedfda28c94ad.jpg
Фото: commons.wikimedia.ru
/upload/iblock/83e/83ea179ae06fc6dde99e099aa9b5e66e.jpg
Фото: Lufonz/Flickr.com
/upload/iblock/419/419fca5cdef6cce4ed2df099196829ee.jpg
Фото: Lufonz/Flickr.com
В тропических лесах западной Амазонии можно увидеть удивительное зрелище: сидящие на головах черепах бабочки пьют слезы из их глаз.
«Любимцами» бабочек стали желто-пятнистые речные амазонские черепахи (Podocnemis unifilis). Это довольно крупные (длиной до 45 сантиметров и массой до 8 килограммов) всеядные пресмыкающиеся: они питаются как растениями, так и насекомыми, моллюсками, ракообразными и другими мелкими животными. Продолжительность жизни речных черепах достигает 60-70 лет.

Связь черепах и бабочек объяснил Фил Торрес из исследовательского центра при национальном парке Тамбопата. По его словам, в этом регионе животным не хватает минеральных макроэлементов и в первую очередь соли, так как вся собственная вода в тропических лесах пресная.

Плотоядные представители мира фауны получают аминокислоты, натрий и другие минералы и элементы благодаря животной пище. Вегетарианцы же, в число которых входят и бабочки, такой возможности лишены, что и побуждает их искать дополнительный источник «витаминов».

В природе такое явление достаточно распространено: так, некоторые попугаи лижут глину, а обезьяны едят землю. Однако восполнение нехватки минералов за счет слезной жидкости другого животного не встречается нигде, кроме лесов Амазонии.

При этом черепашьими слезами питаются не только местные бабочки, но и пчелы. Однако последние создают черепахам некоторые проблемы, и животные пытаются насекомых сбросить. По мнению Фила Торреса, это может быть вызвано раздражающим черепах жужжанием пчел. А вот бабочки пресмыкающимся не мешают; единственным отрицательным аспектом является то, что в момент питания насекомые загораживают обзор, и к черепахам легко может подобраться хищник.