Экспедиция «9 Легенд Русского Севера»
Природа

Почему крокодилы спят с открытым глазом

22 октября 2015
/upload/iblock/2aa/2aac2661eb675e38c38111ac0f544f31.jpg
Фото: Luke Price/Flickr.com
/upload/iblock/e9c/e9c58110e619ae43f1a4ccc4cc7f07c8.jpg
Фото: City of Albuquerque/Flickr.com
/upload/iblock/ace/ace8ca82e630edb6d18f4f8bbcf37d8a.jpg
Фото: Jon Connell/Flickr.com
Этих рептилий не застанешь врасплох: даже во время сна они могут следить за окружающей обстановкой.
Австралийские зоологи выяснили, что полушария мозга у крокодилов отдыхают в разное время. Так называемый асинхронный сон – не редкость в мире живой природы. Эта особенность организма встречается у афалин, белух и других китообразных; у северных морских котиков и ряда других представителей семейства ушастых тюленей; у черных дроздов и многих птиц, включая домашних куриц.

Такая способность выработалась у представителей фауны эволюционно: большинству из них открытый во время сна глаз и бодрствующий участок мозга позволяют вовремя заметить хищника. Для перелетных птиц это также является удобным инструментом во время длительного путешествия без необходимости остановки на отдых.

Недавно этот список пополнили гребнистые крокодилы (Crocodylus porosus). В рамках исследования ученые из университета Мельбурна поместили в вольер три молодых особи длиной около 40-50 сантиметров. Наблюдение при помощи камер инфракрасного спектра в круглосуточном режиме показало, что рептилии засыпают, оставляя один глаз открытым, при этом любое изменение в окружающей среде заставляет их открывать второй глаз. Результаты научной работы опубликованы в Journal of Experimental Biology.

Ученые планируют продолжать исследования, распространив его на большее число крокодилов. Ранее другие зоологи отмечали способности к асинхронному сну полушарий мозга у ряда ящериц, черепах, кайманов и других рептилий. Объединение всех научных данных позволит лучше понимать природу сна и работу мозга. Крокодилы, помимо того, умеют лазить по деревьям и используют инструменты для охоты.

Когда крокодилы правили миром