Журнал №190, июль 2019

Тайны морской звезды

Софья Демьянец
30 января 2015
/upload/iblock/e0c/e0c0869faaf03d2632671067e8fe9d59.jpg
Иногда живые морские звезды разваливаются на части. Причина - денсовирус.
Летом 2014 года на западном побережье Северной Америки массово погибали морские звезды. До того, как это произошло, у них стали появляться нарывы, которые очень быстро распространялись по всему телу. Животные начали высыхать, поскольку их воднососудистая система, присущая всем иглокожим, перестала работать. Каждая морская звезда буквально разваливалась на части: у многих из них отваливались конечности, а у некоторых особей лучи закручивались к основанию. Эти метаморфозы протекали достаточно быстро, и морские звезды погибали в течение нескольких дней.

Об этой болезни, известной как синдром истощения морских звезд (starfish wasting syndrome), биологам стало известно ещё в 1970-х, когда у восточного побережья США было обнаружено большое количество частей морских звезд красный астериас. Затем подобное произошло и в Калифорнийском заливе в 1978 году, из-за чего хищные морские звезды Heliaster kubiniji временно исчезли в некоторых частях залива. Это, в свою очередь, сказалось на численности популяций других видов, на которых охотились эти животные.

Наконец, в 2013 году, по словам биологов, процесс приобрел более внушительные масштабы. От синдрома пострадало по крайней мере 20 видов морских звезд, обитающих у побережий от Аляски до Калифорнии. Некоторые достаточно крупные популяции менее чем за год полностью исчезли.

Долгое время ученые не могли понять, что именно вызывает синдром истощения. В списке наиболее вероятных причин были повышение температуры в Мировом океане и усилившееся загрязнение вод. Однако впоследствии стало известно, что животные гибли в результате заражения денсовирусом, инфекционным агентом из семейства парвовирусов.

Тем не менее исследователи из Университета Санта-Барбары считают, что изменения окружающей среды играют не последнюю роль в заражении вирусом. Например, повышение температуры, возможно, влияет на скорость распространения инфекции и степень её болезнетворности. Помимо морских ежей денсовирус поражает офиур, насекомых и ракообразных.