Журнал №192, сентябрь 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Природа

Почему птицы решили стать невзрачными

28 мая 2015
/upload/iblock/461/4619c281c3b301fe8ca2e68f46a0f4b2.jpg
Каштановый лесной певун
Фото: Bill Majoros / Flickr.com
/upload/iblock/9e7/9e7c01e8fb185cd5885b3c93312e3eb7.jpg
Красно-черный горихвостковый певун
Фото: Ron Knight / Flickr.com
Ученые узнали причину, по которой самки перелетных птиц имеют тусклую окраску: это лучшая маскировка от хищников во время сезонной миграции. Самцы же хотят оставаться красивыми, даже рискуя погибнуть.
Новое исследование причин различий в цвете перьев у перелетных птиц разного пола изучали биологи из университета Trinity (США, Техас); результаты работы опубликованы в журнале Лондонского королевского общества. Ученые проверяли гипотезу о связи яркости окраски со сроками брачного периода: на юге он продолжительный, и птицы обоих полов имеют одинаково красочное оперение, а на севере птицам даны на размножение сжатые сроки. При этом «невзрачным» самкам за партнеров конкурировать не приходится, зато тем, чтобы успеть продолжить род, необходимо выделиться. Исследование проводилось на примере древесницевых (Parulidae) – семейства воробьиных птиц, насчитывающего 26 родов. Биологи проанализировали их пути миграции, места и время спариваний и гнездования. Как оказалось, единственным общим признаком оказался маршрут миграции: чем он длиннее, тем тусклее краски оперенья самок. Так, самки каштановых лесных певунов (Setophaga castanea), чей путь пролегает от лесов Канады до Карибских островов, имеют неброскую окраску. А красно-черные горихвостковые певуны (Myioborus miniatus), мигрирующие только локально в пределах населенных ими высокогорных мест, могут похвастать ярким оперением у представителей обоих полов. Биологи поясняют, что тусклая окраска мигрирующих на большие расстояния самок выработалась эволюционно в целях защиты от хищников. У самцов же подобного инстинкта самосохранения не появилось: им по-прежнему важнее выглядеть ярко в глазах партнерши, невзирая на возможные опасности во время пути. Также читайте о необычной тактике размножения у некоторых птиц; узнайте, кто помогает лесным певунам строить гнезда.