Экспедиция «9 Легенд Русского Севера»
Природа

Почему растения не любят, когда их трогают

29 декабря 2018
/upload/iblock/7fc/7fc4d9f0d321ecbe36432ca8a6074ebd.jpg
/upload/iblock/737/7379ef93f6bb2caa6a392c12c9559cf2.jpg
/upload/iblock/16e/16e466662b1f3acc3656bb1a5786f71d.jpg
Фото: Pixabay.com
Даже малейшее касание замедляет рост растений.
В последние годы наука заставила нас пересмотреть взгляд на сознательность растений: оказалось, что по крайней мере некоторые их виды имеют память и интеллект, умеют считать и даже общаться. Также было установлено влияние физических контактов на представителей мира флоры: в ответ на обрызгивание водой в листьях подопытного образца менялась активность множества генов, управляющих работой митохондрий и хлоропластов.

Недавно австралийские биологи рассмотрели эти механизмы детальнее на примере резуховидки Таля (лат. Arabidopsis thaliana) – широко распространенного растения семейства капустные. В ответ на различные раздражители: от капель воды до касания рукой – механическая реакция возникала через 10-30 минут. Изменения происходили даже в том случае, если на листья падала тень: вероятно, его клетки воспринимали это как сигнал, что кто-то приблизился и может потрогать растение.

В результате запускалась молекулярная перестройка, нацеленная на противостояние возможной угрозе. В частности, начинался усиленный рост жасмонатов – гормонов, накапливающих в клетках метаболиты, которые отталкивают насекомых-вредителей и помогают бороться с грибком. В течение получаса менялось до 10% генома растения, но оно направляло на это слишком много энергии. Из-за этого у него уже не оставалось сил на полноценное развитие, а при повторном касании растение теряло замедляло свой рост на 30%.

Понимание этих процессов поможет сделать сельское хозяйство эффективнее: и это не только обеспечение растениям «безмятежной жизни», но и возможность создать генетически модифицированные культуры, которые не так бурно реагируют на механические раздражители, которыми полна окружающая среда.

Посмотрите, как быстро по листьям и стеблям передаются сигналы об опасности.

Как вырастить овощи-гиганты?