Но есть и хорошие новости!
Природа

Почему у островных птиц увеличился мозг?

01 августа 2018
/upload/iblock/a2b/a2b443aa0eefe919583f64b549c20898.jpg
Вьюрок
Фото: Pixnio.com
/upload/iblock/649/649ab992a67d20aace85fbd0dff24951.jpg
Гавайский ворон
Фото: U.S. Fish and Wildlife Service
Орнитологи обнаружили разницу в размерах мозга у островных и материковых птиц.
Острова – настоящие лаборатории эволюции: попавшие сюда крупные представители фауны уже в следующих поколениях уменьшаются в размерах, поскольку оказываются ограничены в пространстве для жизни. И наоборот: мелкие животные в этих же условиях увеличиваются: на островах нет их привычных врагов.

Специалисты из Испании, Швеции и Канады решили проследить эту же связь на примере птиц. Ученые проанализировали данные о размере мозга у 11,5 тысячи пернатых 1931 вида из музейных коллекций. Благодаря столь широкой выборке исследователи охватили 91% ныне живущих птичьих семейств.

Выяснилось, что у видов, обитающих на островах, мозг больше, чем у их близких материковых родственников. Среди наиболее развитых птиц – новокаледонский (лат. Corvus moneduloides) и гавайский (лат. Corvus hawaiiensis) вороны, а также дятловый древесный вьюрок (Camarhynchus pallidus). Все они так или иначе пользуются различными орудиями (некоторые даже самостоятельно изготавливают необходимые инструменты) для добычи пищи и других целей, и все живут на островах.

Одновременно было получено доказательство корреляции размера животного и места его проживания: осевшие на островах крупные птицы со временем мельчали, а миниатюрные становились чуть крупнее своих материковых родственников. Разницу размера мозга ученые объясняют сложными условиями, с которыми сталкиваются птицы на островах: эти участки суши больше подвержены ударам стихии и изменениям климата и, кроме того, здесь может быть ограничен объем пищевых и водных ресурсов.

Это потребовало от птиц проявлять особую смекалку для выживания и закрепления на новых местах гнездования: помимо добычи пищи, они научились правильно оценивать ситуацию и успевали переселиться в более безопасные места вовремя.

Узнайте о том, как крысы уничтожают островных птиц.

У какой из больших кошек самый маленький мозг?

Вороны используют инструменты для переноски тяжестей: видео