National Geographic №194, ноябрь 2019

Подземная орхидея: исчезающая красота

Софья Демьянец
21 ноября 2015
/upload/iblock/8b3/8b359b8ff218ddbc0c0970330dcda75d.jpg
Rhizanthella gardneri. Автор фото: Jean and Fred Hort.
/upload/iblock/012/0124b02fa416e816f666304f3d18d52e.jpg
Эта орхидея цветет в мае-июне. Её соцветие содержит от 8 до 90 небольших темных бордовых цветков. Автор рисунка: Emily Harriet Pelloe.
/upload/iblock/e82/e8234a979f46d05acac47ce269aea6a0.jpg
Кустарник Melaleuca uncinata. Автор фото: Jonathan Kington.
В Западной Австралии цветет подземная орхидея.
Однажды весной в 1928 году Джек Тротт заметил странные трещины в почве в его саду, а когда наклонился, чтобы получше их рассмотреть, почувствовал исходящий оттуда сладкий запах. Мужчина раскопал одну из трещин и обнаружил в ней небольшое белое растение, которое росло под землей. Впоследствии выяснилось, что Тротт открыл ранее неизвестный вид орхидей - ризантеллу Гарднера (Rhizanthella gardneri), или, как её прозвали в Австралии, западную подземную орхидею.

Эта орхидея, распространенная исключительно в Западной Австралии, ризантелла Гарднера всю жизнь проводит под землей. Растение вырастает не более 8 сантиметров в высоту и имеет толстое короткое корневище. Не имея возможности потреблять энергию солнца, орхидея питается с помощью кустарникового растения-хозяина Melaleuca uncinata. С этим растением ризантелла связана грибом Thanatephorus gardneri: мицелий этого гриба срастается с корнями кустарника и проникает в ткани орхидеи. Таким образом через гриб орхидея может потреблять питательные вещества и углекислый газ, полученные кустарником, а затем преобразовывать воду, питательные вещества и диоксид углерода в энергию, необходимую для жизни.

Сегодня ризантелла Гарднера занесена в Международную Красную книгу и относится к видам, находящимся на грани исчезновения. Ученые считают, что сокращение численности связано, прежде всего, с уничтожением большого количества кустарниковых растений в Западной Австралии для ведения сельского хозяйства. В настоящее время известно только о шести популяциях этого вида, которые находятся недалеко от города Корригин и южного побережья страны. Три из них находятся под охраной в заповедниках.

Размножаться ризантелла Гарднера может вегетативно или посредством подземных насекомых, например, термитов. Привлеченные ароматом насекомые опыляют цветки орхидеи.