National Geographic №195, декабрь 2019

Полет муравья

Софья Демьянец
28 декабря 2011
/upload/iblock/e74/e7463710df3f2f8770e5a82dfd3f14bd.jpg
С помощью своих мощных мандибул муравьи Odontomachus bauri могут и поймать добычу, и спастись от хищника.
/upload/iblock/3f3/3f3a53c61bad1846371b0ee0d7af9139.jpg
Использование одних и тех же органов для разных целей, как в данном случае, в природе встречается довольно редко. Один из исследователей этого вида считает, что это результат эволюции.
/upload/iblock/bc1/bc1a9a5fb3d96eab0730e3586ad9c2e1.jpg
Для людей с аллергической реакцией на ос или пчёл укус Odontomachus может оказаться смертельным.
Муравьи Odontomachus bauri обладают самыми быстрыми челюстями в мире.
Исследователи из Калифорнийской академии наук выяснили, какие животные способны совершать самые быстрые движения. Этими существами оказались латиноамериканские муравьи Odontomachus bauri. Укус этих муравьев происходит за 0,13 миллисекунды, что в две тысячи раз быстрее, чем моргает человек.

Действие челюстей (мандибул) этого насекомого очень похоже на механизм действия капкана. Чтобы воспользоваться этим «капканом», муравей раскрывает свои мандибулы на 180 градусов и держит их в таком положении благодаря определенным мышцам, а затем, в нужный момент эти мышцы расслабляются, и челюсти захлопываются.

Особенность этого вида позволяет муравьям не только мгновенно атаковать свою жертву, но и спастись от противника, с которым не помогут совладать даже такие совершенные челюсти. Для этого насекомым нужно лишь использовать механизм действия своих мандибул, чтобы оттолкнуться от какой-либо поверхности. Таким образом муравей может отбросить себя от противника на расстояние до 39,6 см в длину или до 8,3 см в высоту в зависимости от выбранного им направления.

Этот же прием муравьи используют, и когда просто хотят напугать противника. Вся группа муравьев начинает взмывать ввысь с помощью своих мандибул - такое поведение было названо исследователем Брайаном Фишером «эффектом попкорна».