National Geographic №194, ноябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Природа

Помидоры теряют свой вкус – почему?

20 мая 2019
/upload/iblock/5c5/5c5e91d4837f39d6b0715cf3ad31def4.jpg
Фото: RitaE/Pixabay
/upload/iblock/ba8/ba8765c0f915b7eb890067a829675353.jpg
Фото: Hans Braxmeier/Pixabay
/upload/iblock/65a/65adf4f37d7e986111cbcf7b16819855.jpg
Фото: kie-ker/Pixabay
Ученые описали геном современных томатов, сравнив их с дикими собратьями.
Томаты, даже купленные на фермерском рынке, все чаще вызывают разочарование: их вкус не такой яркий, как ожидается. И это не иллюзия: американские ученые объяснили, что произошло с популярной овощной культурой за последние десятилетия.

Изучение генома томата началось в 2012 году. За основу был взят плод сорта Heinz 1706. Затем ученые определили пангеном (совокупность всех генов рассматриваемой группы организмов) 725 сортов культурных и дикорастущих томатов. Сравнение данных показало, что почти 5000 генов из пангенома у домашних томатов отсутствуют.

Наиболее важной оказалась утрата цепочки генов TomLoxC: катализируя биосинтез ряда липидных (жировых) летучих веществ-соединений, они отвечают за аромат и вкус. TomLoxC найден у 90% диких сортов томатов, но у культурных это в лучшем случае 2%. Именно поэтому дикорастущие помидоры кажутся нам гораздо более вкусными, чем те, которые мы покупаем в магазинах. Кроме того, исследователи установили, что культивируемые томаты вообще имеют крайне низкое генетическое разнообразие. Причиной стала селекция: всё «лишнее» было вытеснено агрессивными генами, обеспечивающими растению устойчивость к болезням, быстрое созревание, обильное плодоношение и долгий срок хранения.

Спрос на томаты высок по всему миру; только в США каждый человек ежегодно в среднем съедает не менее 9 кг свежих помидоров, и еще около 33 кг – в переработанном виде. Биологи предлагают начать разводить новые сорта томатов – достаточно вернуть им вкусовые и ароматизирующие гены, и люди снова начнут радоваться вкусу популярного продукта.

Узнайте, как вырастить овощи-гиганты.