Экспедиция «9 Легенд Русского Севера»
Природа

Популяция каланов на Северных Курилах находится на грани исчезновения

WWF России
02 июля 2017
/upload/iblock/041/041fc88d173ccb84e572e7edb487783c.jpg
Фото: Евгений Мамаев
/upload/iblock/7e4/7e4267b5e4a75702143e9848af4859dc.jpg
Фото: Дмитрий Уткин
Численность популяции упала более чем на 70% за последние девять лет.
Исследование было проведено в июне у побережья крупных северных островов Курильской гряды — Шумшу и Парамушира, а также на небольших Птичьих островах. Последний раз полный учет численности калана ученые проводили в этой акватории в 2008 году. Сравнив данные прошлых лет с результатами наблюдений этого года, исследователи констатировали общее снижение численности животных на 73%, а на Парамушире, в частности, отрицательная разница составила более 80%. Из 5273 особей в 2008 году в 2017-м осталось лишь 1418 животных.

Исторический максимум численности калана на этих островах был зафиксирован в 2003 году, когда плотность животных, например вокруг острова Шумшу, превышала оптимальную в 2,6 раза. Избыточная нагрузка на среду обитания естественным образом сказалась на состоянии кормовых ресурсов. С 2004 года наблюдается неуклонное снижение количества особей с 15 тысяч в 2003-м до 5 тысяч в 2008-м и 2009-м. С 2005 года отмечалось увеличение в рационе калана второстепенных видов кормов, что явно указывало на недостаток пищи.

«Состояние кормовых ресурсов — возможная причина падения численности, но вряд ли единственная, — заявил непосредственный участник экспедиции Сергей Корнев, член Совета по морским млекопитающим. — На популяцию могли повлиять болезни, эпизоотии, а также воздействие хищников, прямое истребление или браконьерство».

Катастрофическое положение популяции требует скорейшего анализа наиболее вероятных причин снижения численности морских млекопитающих и разработки конкретных мер охраны каланов на Северных Курильских островах.

Морские волки: аномалия или отголоски прошлого?

Суета вокруг морских коров