Экспедиция «9 легенд Русского Севера»
Природа

Предки современных животных могли отращивать конечности

27 октября 2015
/upload/iblock/bae/bae34b77a8e63ec55eedad1aeaebf13b.jpg
Саламандра
Фото: Vwpolonia75/Wikipedia
/upload/iblock/ac9/ac9251dd45d3a23e25775374b9bc148b.jpg
Sclerocephalus frossardi - череп и нижняя челюсть
Фото: Gaudry/Wikipedia
/upload/iblock/a65/a65626cb41cd1c0621c88c573f94cc4d.jpg
Склероцефал обладал способностью к регенерации.
Фото: Дмитрий Богданов/Wikipedia
Современные саламандры способны заново отращивать потерянные части тела. Ученые обнаружили, что ранее такой же способностью обладали и другие четвероногие предки современных животных.
Исследованием занимались палеонтологи из берлинского музея естественной истории; его результаты опубликованы в журнале Nature.

Изучая окаменелые останки различных земноводных, специалисты обнаружили способности к регенерации у двух групп ископаемых амфибий: Micromelerpeton и Sclerocephalus. Их лапы, пальцы и хвосты во многих случаях были соединены неправильно: с искривлениями или смещениями, что характерно для современных саламандр, заново отращивающих костную ткань.

Частичная регенерация свойственна многим представителям фауны и в наши дни. Это не только ящерицы, у которых вырастает новый хвост или морские звезды с их новыми лучами: в человеческом теле регенеративная способность есть у печени. Но лишь саламандры могут полностью воссоздать конечности со всеми их нервными окончаниями и элементами скелета, тогда как у других животных костную ткань заменяет хрящ, а спинной мозг не восстанавливается.

Ископаемые амфибии Micromelerpeton и Sclerocephalus жили за 60-80 миллионов лет до появления саламандр. Это позволяет предположить, что в прошлом регенерация была свойственна многим представителям фауны. У саламандр способность к регенерации, согласно еще одному исследованию, обусловлена наличием «гена-сироты»: видоспецифичного гена, не имеющего сходства ни с одним известным в базе данных геном других организмов. Современные животные в процессе эволюции утратили этот ген и теперь не умеют отращивать конечности так, как это делали их далекие предки.

Узнайте о других исследованиях в области регенерации частей тела.

Как морские звезды удивили ученых