Журнал №191, август 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Природа

Пресноводная мегафауна стремительно сокращается: результаты нового мониторинга

National Geographic Россия
14 августа 2019
Осетр
Фото: maxpixel.net
Некоторые виды рыб находятся на грани полного вымирания.

Пресноводная мегафауна включает животных, которые весят более 30 килограммов, таких как речные дельфины, бобры, крокодилы, гигантские черепахи, осетры.

Ученые из Института пресноводной экологии и внутреннего рыболовства Ассоциации Лейбница провели исследование, изучив распространение крупных пресноводных животных во всем мире: они проанализировали изменения численности 126 видов, сокращения . Результаты исследования опубликованы в журнале Global Change Biology.

Согласно данным биологов, численность пресноводной мегафауны сократилась на 88% за 42 года. Это вдвое выше, чем скорость вымирания  позвоночных на суше или в море за тот же период.

В некоторых частях Азии, включая Камбоджу, Южный Китай, Индию и Афганистан численность мегафауны сократилась на 99%. Из более чем 200 видов животных, которых можно отнести к пресноводной мегафауне, 34 находятся под угрозой исчезновения.

Сильнее всего пострадали крупные виды рыб – осетры, лососевые и гигантские сомы – их количество снизилось на 94%. На втором месте – рептилии (72%). Ученые отмечают, что выявленная тенденция подчеркивает критическое положение пресноводной мегафауны во всем мире и необходимость согласованного, целенаправленного и своевременного сохранения биоразнообразия пресных вод.

Было также отмечено, однако, что усилия природоохранных организаций в последние годы привели к стабилизации (или даже увеличению) численности 13 видов мегафауны.

В наибольшей степени на численность пресноводной мегафауны влияет деятельность человека. Животные гибнут в результате чрезмерного вылова, а также из-за строительства дамб и гидроэлектростанций.