Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Природа

Продолжить род без самца: как южные белые носороги спасут северных

18 мая 2018
/upload/iblock/09e/09e80b5d5160ba7cdeb217873adc14d2.jpg
Фото: San Diego Zoo Safari Park
/upload/iblock/41c/41caafcdbb07bb659b29fb6888946fac.jpg
Южный белый носорог
Фото: Prosthetic Head/Wikipedia
/upload/iblock/226/226dd7915a5be8dc5e5c9cd67e87fe64.jpg
Судан, северный белый носорог
Фото: Lengai101/Wikipedia
Самцов северных белых носорогов на планете уже не осталось – но недавно у редчайшего подвида появился шанс!
Белый носорог (Ceratotherium simum) – крупнейший представитель семейства: масса самцов может достигать пяти тонн, длина тела — 4,2 метра.

Род белых носорогов включает в себя два подвида, но если популяция южных белых носорогов насчитывает более 21 000 особей, то северных белых носорогов в мире почти не осталось. После того, как последний самец по кличке Судан умер от старости, представителями подвида являются только две самки – его дочь и внучка, но им, по мнению ученых, едва ли удастся забеременеть.

Ученые придумали, как вернуть подвид к жизни: сделать самку южного белого носорога суррогатной матерью. Для этого требовалось найти подходящую кандидатуру. Ей стала молодая самка из зоопарка Сан-Диего, Калифорния: 22 марта она прошла процедуру искусственного оплодотворения (в ходе эксперимента использовалась сперма, собранная у представителя ее же подвида – южного белого носорога). На днях ветеринары подтвердили успешность первого этапа: семилетняя Виктория находится на втором месяце беременности, которая пока протекает без отклонений.

Если малыш появится на свет здоровым, то это докажет способность Виктории стать матерью и выносить эмбрион северного носорога (в распоряжении ученых еще есть запас сперматозоидов и яйцеклеток вымирающего подвида – правда, очень ограниченный).

Врачи комментируют перспективы очень осторожно: носороги вынашивают детенышей на протяжении долгих 16-18 месяцев. До рождения малыша (то есть до лета следующего года), рано говорить о том, что ждет проект в будущем.

Однако Виктория в хорошей форме и не имеет проблем со здоровьем. При поддержке специалистов есть все шансы, что она вернет к жизни исчезающий подвид животных. Помимо Виктории, для программы искусственного осеменения отобрано еще несколько самок, и они также могут принести потомство.

Узнайте больше о судьбе последнего на Земле северного белого носорога.