Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Природа

«Против системы»: императорский пингвин черного окраса попал на видео

19 февраля 2019
/upload/iblock/36b/36bf56f90ab4a85e75ae4d61e06821e8.jpg
/upload/iblock/2e8/2e87974d6677e04ac2ef7baa158f6b73.jpg
/upload/iblock/7fe/7fec7427e1c85a4abb048c6870ccd677.jpg
Фото: BBC America/YouTube
Черный окрас стал результатом генетической мутации — меланизма.
Британская команда журналистов и операторов снимает новый документального сериал BBC One «Dynasties». Героями являются различные представители фауны, а в Антарктиде внимание сконцентрировано на императорских пингвинах (лат. Aptenodytes forsteri).

Это самый крупный и тяжелый из современных видов семейства пингвиновых: в среднем его рост составляет около 123 см, а вес колеблется между 22 и 45 кг. Голова и задняя часть тела черная, брюшная часть – белая, ближе к голове и шее оперение окрашивается в желтый и оранжевый оттенки – создается впечатление, что императорские пингвины, желая соответствовать своему названию, надели элегантные фраки. Но в одной из колоний журналисты заметили пингвина необычной окраски: его брюшко было таким же черным, как и спина, будто он носил траур или просто являлся приверженцем более строгого дресс-кода.

Как поясняют биологи, все дело о меланизме: генетическом отклонении, противоположном альбинизму. Нетипичная для вида черная, коричневая или бурая окраска наружных покровов животных возникает вследствие повышенной концентрации меланинов. Это явление наблюдается у многих видов млекопитающих, пресмыкающихся, насекомых, рыб и птиц – в том числе других видов пингвинов, но никто и никогда прежде не встречал меланизма у императорских.

В дикой природе особям, столь сильно отличающимся от себе подобных, выжить сложно. Естественными врагами пингвинов являются косатки, акулы и различные морские хищники, которые охотятся на них в воде; в свою очередь, белое брюхо пингвинов помогает им оставаться незамеченными. Однако попавшая на видео черная птица является крупной и взрослой, то есть ей удалось привыкнуть к своим особенностям и научиться умело избегать опасностей.

Посмотрите на другой сюжет «Dynasties» об императорских пингвинах и о том, как журналисты спасли героев съемки.