Журнал №189, июнь 2019
Журнал №69, апрель - май 2019
Природа
Птенцы идут на риск ради еды
Софья Демьянец
23 апреля 2013
/upload/iblock/8bb/8bbcacd94af4c68018e7f2cd57a7d5f4.jpg
Взрослая пегая дроздовая тимелия. Автор: MBoy68.
/upload/iblock/fe3/fe34b314e5f92921b82d9d83fef700ad.jpg
Кормление птенца. Автор: Alex Thompson.
Ученые выяснили, что птенцы нарочно оказываются в опасности для того, чтобы родители принесли больше пищи.
Давно известно, что для птенцов громкий крик – хороший способ привлечения внимания своих родителей. Но зов могут услышать не только взрослые птицы, но и хищники. Понимая это, птицы быстрее слетаются на крик птенцов, которые оказались в опасности и при этом находятся на земле, ведь там они более уязвимы. А совсем недавно ученые выяснили, что птенцы могут специально слетать на землю, чтобы взрослые особи обращали на них бо́льшее внимание. Исследователь Алекс Томпсон из Кейптаунского университета (ЮАР) и его коллеги из Великобритании и Австралии в течение трех лет наблюдали за оперившимися птенцами пегих дроздовых тимелий (Turdoides bicolor), обитающих в пустыне Калахари на юге Африки. Такие птенцы уже могут покидать гнездо, но ещё недостаточно проворны и летают не так хорошо, как взрослые. Когда они звали родителей, сидя на дереве, те приносили им примерно 0,03 граммов пищи в минуту. А если птенцы издавали крик, находясь на земле, то родители приносили им приблизительно по 0,12 граммов пищи в минуту. Ко всему прочему, гораздо чаще взрослые особи прилетали к сидящим на земле птенцам, которые сигнализировали о приближении хищника, тогда как птенцы на дереве, делающие то же самое, удостаивались лишь «дежурного» внимания. Ученые заметили, что птенцы приспособились получать больше пищи, намеренно оказываясь на земле. Таким образом, если птенец голоден, он слетает с дерева на землю и начинает просить пищу. Заметив своего птенца в опасном положении, родители активнее реагируют на его крики, в том числе на «просьбы» о пище. Ведь ввиду своей неопытности, птенец может не справиться с трудностями самостоятельно. Несмотря на длительное наблюдение за этими птенцами, которое было проведено, многие ученые не согласны с такими выводами. Поскольку сложно поверить в то, что птенцы готовы так рисковать своей жизнью и жизнью своих родителей только ради пищи. Однако можно провести параллель между поведением этих птенцов и подростков, которые также зачастую совершают опасные поступки, чтобы получить желаемое от родителей или просто привлечь их внимание. Источник: The influence of fledgling location on adult provisioning: a test of the blackmail hypothesis.