Экспедиция «9 легенд Русского Севера»
Природа

Птенцы за защиту. Как птицы расплачиваются с аллигаторами

15 апреля 2020
/upload/iblock/364/3642564b984888e8ee657c4e607b9d8b.jpg
Фото: Marc Barrison/Flickr.com
/upload/iblock/f90/f90044f1900ab4c7bf62efb3775249a8.jpg
Фото: Marc Barrison/Flickr.com
/upload/iblock/8d4/8d4dd343dc93425e475c1ec02095150e.jpg
Фото: Eric Kilby/Flickr.com
/upload/iblock/10c/10c89dc59e1958b4b1e3d60194d4d034.jpg
Фото: Lennart Tange/Flickr.com
/upload/iblock/ce0/ce005c50e6d812aa7066cebcd58e5ad7.jpg
Фото: Ian Wallace/Flickr.com
Американские ученые обнаружили своеобразную форму сотрудничества между птицами и аллигаторами в болотах Флориды. Выяснилось, что рептилии охраняют пернатых, получая в качестве вознаграждения живой корм.

Исследование провели биологи из Университета Флориды, его результаты опубликованы в журнале PLoS ONE.

Специалисты изучали миссисипских аллигаторов (Alligator mississippiensis), живущих в болотах Эверглейдс. Это крупнейшая болотная экосистема занимает южную четверть полуострова Флорида на территории одноименного штата США. Нередко рядом с местами обитания рептилий находили гнезда аистообразных (Ciconiiformes) и пеликанообразных (Pelecaniformes). В основном, в рацион аллигатора входят рыбы, черепахи, змеи и небольшие млекопитающие; охотиться на птиц ему сложнее. Поэтому для пернатых главным врагом являются еноты и опоссумы, разоряющие гнезда.

В борьбе за выживание птицы изобрели необычную схему «сотрудничества»: они строят гнезда рядом с крокодилами, поскольку наличие такого грозного соседа отпугивает хищных млекопитающих. Доволен остается и аллигатор, получающий возможность питаться птенцами, не прилагая никакого труда. Чаще всего птицы откладывают больше яиц, чем требуется для воспроизводства вида, пищи может хватать не всем птенцам, и более слабые малыши нередко выпадают из гнезд.

Для подтверждения этой теории ученые сравнили физические показатели 20 самок аллигаторов, живущих в болотах Эверглейдс рядом с птицами, с теми же данными 19 самок, не имеющих по соседству птиц. Биологи брали анализ крови, измеряли массу и длину пресмыкающихся. Оказалось, что наличие птичьих гнезд в непосредственной близости делает аллигаторов примерно на 20% упитаннее. Подобный симбиоз птиц и рептилий отмечен во многих тропических и субтропических экосистемах.

Между тем крокодилы умеют лазить по деревьям и используют инструменты для охоты.

Канадец держал дома 150 крокодилов