Экспедиция «9 Легенд Русского Севера»
Природа

Птицы научились защищать яйца от кукушек

20 июня 2014
/upload/iblock/ebf/ebfbae71228dd5ed43374ef720495daf.jpg
Яйца вьюрка Fringilla montifringilla. Автор фото: Didier Descouens.
Известно, что кукушки сами не высиживают свои яйца, подкладывая вместо этого их в гнезда к другим птицам. Ученые установили, что с годами пернатые научились с этим бороться.
Успешность модели поведения кукушек основывается на том, что они выбирают «в наседки» только те виды птиц, чьи яйца схожи с кукушкиными. На первых порах чужое похожее яйцо в гнезде распознать невозможно; но вылупившись, кукушата развиваются значительно быстрее. Они не только отбирают пищу у других птенцов, но могут и вытолкнуть их из гнезда. Страдающие от паразитизма кукушек птицы в ответ выработали механизм защиты: некоторые из них теперь несут яйца с другим рисунком, что позволяет вовремя заметить в гнезде чужака. Такой вывод исследователи из Кембриджского и Гарвардского университетов сделали по результатам изучения восьми видов птиц. На первый взгляд, все яйца – и оригинальные, и подброшенные – выглядят одинаково. Но биологи применили компьютерную систему визуального опознавания Naturepatternmatch, аналогичную широко применяемой в криминалистике системе распознавания лиц. Как оказалось, некоторые виды птиц несут яйца, имеющие тонкие отличия от кукушачьих по окраске или рисунку. Более того, птицы эволюционно создали довольно сложную стратегию защиты. Так, например, садовые славки научились откладывать своеобразно окрашенные яйца: в пределах одного гнезда они одинаковые, но при этом не похожи на яйца, отложенные другой славкой. А самки другого вида, вьюрков, наоборот, создали огромное количество новых рисунков и окрасок; притом в разных гнездах можно найти похожие яйца. Кукушки к этим изменениям пока не адаптировались, а пернатые теперь способны своевременно заметить в гнезде чужое яйцо и выбросить его.

Птичий пароль: как прекрасные расписные малюры распознают подкидышей