Журнал №190, июль 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Природа

Птицы «предсказывают» погоду, реагируя на атмосферное давление

26 ноября 2013
/upload/iblock/f85/f85286fec9c7d1f40c8143748a65ddef.jpg
Белошейная воробьиная овсянка помогла ученым доказать гипотезу о наличии у птиц внутреннего «барометра». Автор фото: nosha.
Канадские учёные изучали, каким именно образом птицы способны точно «предсказать» погоду. Как и предполагалось ранее, пернатые чувствительны к изменениям атмосферного давления, что и позволяет им выступать в роли синоптиков.
Исследования проводились специалистами университета Западного Онтарио (Канада) на базе лаборатории по изучению птиц Advanced Facility for Avian Research. Полученные результаты опубликованы в журнале Animal Behaviour. Перед учёными стояла задача доказать связь реакции на погоду с изменениями атмосферного давления. Ранее это утверждение было гипотезой. В обычных условиях птицы, проснувшись, первым делом приводят себя в порядок: чистят перья и разминаются, прыгая на месте. А перед наступлением бури пернатые стараются запастись кормом, наедаясь впрок. Участниками эксперимента стали белошейные воробьиные овсянки (Zonotrichia albicollis). В рамках исследования учёные искусственно понижали атмосферное давление в помещении, где содержались птицы, делая это незадолго до их пробуждения. Просыпаясь в условиях пониженного давления, которое характерно накануне бури, птицы сразу же начинали клевать зёрна, отказавшись от своих привычных утренних процедур. А если перед пробуждением давление повышалось одновременно с понижением температуры, овсянки начинали готовиться к сезонной миграции. Благодаря серии подобных опытов гипотеза о наличии у птиц внутреннего «барометра», реагирующего на атмосферное давление, была доказана.