Экспедиция «9 Легенд Русского Севера»
Природа

Пять животных, погибающих после спаривания

08 января 2018
/upload/iblock/5a4/5a41263741c602fd3fa75b47aef60ad9.jpg
Пара богомолов в цветнике парка Алушты, сентябрь 2014.
Фото: Олег Сунгатуллин
/upload/iblock/0e0/0e0d9b8a20ce66a0f7ae79728fb82f42.jpg
Сумчатая мышь
Фото: Wikipedia
/upload/iblock/ce3/ce3bf35feaad7a032f960944b290d429.jpg
Бразильский опоссум
Фото: Ramon Campos/Wikipedia
/upload/iblock/642/642cd715fd12c5eaeb35c16d4cb31d05.jpg
Паук-рыбак
Фото: N.Velaviciene/Wikipedia
/upload/iblock/d8a/d8a616bbd2471123c260d1f627696679.jpg
На Командорских островах находится одно из самых больших нерестилищ нерки.
Фото: Сергей Шанин
Некоторые представители фауны выбрали необычную стратегию размножения: продолжение рода означает для них гибель.
Спаривание, заканчивающееся смертью, в мире живой природы чаще всего встречается у пауков: это не только знаменитые черные вдовы, съедающие самцов сразу после оплодотворения, но и паучихи из рода Maratus, и другие представители паукообразных. Однако самоубийственное размножение свойственно самым разнообразным представителям фауны.

1. Богомолы
Около 90% видов из отряда богомолов (лат. Mantidae) замечены в так называемом сексуальном каннибализме: в процессе спаривания самки поедают самцов. При этом самец на протяжении долгого времени не только остается живым: даже потеряв голову, он продолжает спаривание.

Голодные богомолы также способны поедать свое потомство, поэтому сексуальный каннибализм объясняется теми же причинами: перед тем, как отложить яйца, самка хочет получить как можно больше полезной белковой пищи.

2. Сумчатые мыши
Среди млекопитающих секс становится последним занятием у нескольких представителей семейства хищных сумчатых, в том числе австралийских широконогих сумчатых мышей (лат. Antechinus) . Самец долго готовится к спариванию, тратит энергию на борьбу с соперниками, а затем вкладывает все силы в акт, который может длиться 12 часов. В результате его иммунная система разрушается, и он погибает от истощения и стресса.

3. Лосось
Представители семейства лососевых (в частности, тихоокеанские горбуша, кижуч, кета, нерка и чавыча) – умирают сразу после нереста. Их жизненный цикл начинается в реке, где они вылупляются из икры, а затем они отправляются в океан, проводя там несколько лет и нагуливая массу.

На родину они возвращаются, чтобы отложить икру, и это становится их последним действием. Рыбы стремительно стареют и лишаются жизненных сил. Эта модель поведения является важнейшим звеном экологической цепочки: умирая, лососи пополняют природу азотом, фосфором и другими питательными веществами, необходимыми растениям, зверям и птицам.
/upload/iblock/02c/02c4f24ad65b6e686924f3e116684905.jpg
Wikipedia

4. Бразильский опоссум
Живущий в Бразилии опоссум Marmosops paulensis размножается только раз в жизни, вкладывая в процесс все силы. Как и сумчатые мыши из Австралии, после этого он теряет иммунитет и не может сопротивляться инфекциям и паразитам. Эта же участь ожидает и самок: их жизнь заканчивается через несколько недель после родов.

Этот вид опоссумов был открыт сравнительно недавно и еще не достаточно изучен, однако биологи установили связь между размножением и смертью.

/upload/iblock/573/5736a36ab6a2978ddcbc971ed930d597.jpg
Leonardo Mercon/Wikipedia

5. Паук-рыбак
Паук-рыбак из семейства пизауриды (лат. Pisauridae) получил свое имя за умение ловить рыбу. Спаривание является для организма самца столь сильным стрессом, что у него моментально повышается артериальное давление и он тут же умирает.

Эта жертва оказывается не напрасной: оплодотворенная самка съедает усопшего партнера, получая дополнительную порцию пищи.

Узнайте, как размножаются дельфины.

Любить по-лягушачьи: ученые обнаружили новую позу