Журнал №192, сентябрь 2019

Зачем грифы едят мертвечину

Софья Демьянец
05 декабря 2014
/upload/iblock/179/17915c96479dd358cb98c202a7e9b4f6.jpg
Американская черная катарта. Автор фото: Ivo Antu?ek.
/upload/iblock/d0c/d0cf3bef38e5925118d5c308c40dc50c.jpg
Гриф-индейка. Автор фото: Samuel Blanc.
Выяснилось, что эти птицы избавляют нас от множества опасных бактерий. По данным нового исследования, большинство микробов, которых грифы съедают вместе с падалью, гибнет в их кишечниках.
Как правило, во время поедания мертвой туши грифы съедают микробы, процветающие в гниющей плоти, а также бактерии, которые живут в фекалиях добычи. Исследовав 50 стервятников двух видов – американской черной катарты и грифа-индейки, ученые обнаружили, что на их клюве после такой «трапезы» скапливаются бактерии в среднем около 528 видов, однако в их кишечниках было найдено только 76 видов. Ученые выяснили, что во время пищеварительных процессов у грифов в организме гибнет подавляющее большинство микробов, которые попадают к ним в желудок вместе с пищей. Среди видов бактерий, продолжающих жить во внутренностях грифов, встречаются и те, что вызывают серьезные заболевания у человека, в частности Clostridia и Fusobacteria. Первые могут вызывать у человека ботулизм, гангрену и столбняк. В то время как фузобактерии способствуют развитию болезней десен и образованию язв, а также могут влиять на развитие рака толстой кишки. Однако грифы не страдают от опасных микробов, которыми полны их кишечники. Поэтому, если ученые смогут выяснить, как же стервятникам удается жить с этими бактериями, то, возможно, они смогут понять, как человеку защититься от этих заболеваний. Источник: The microbiome of New World vultures.