Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Природа

Размер имеет значение: любовь в мире крабов

Патриция Эдмондс
04 августа 2016
/upload/iblock/a49/a49758f83cbc35aa80b8dc0bf0332711.jpg
Крабы Uca pugilator были сфотографированы в Лаборатории
по изучению морских животных
в Панаcее, штат Флорида.
Фото: Джоул Сартури,
проект NG «Фотоковчег»
Кавалеры собрались вокруг нее и призывно машут, приглашая в свои «замки на песке». Кого же выберет самка манящего краба? Здесь играет роль размер жилища, то, как самец машет клешней, и, конечно, ее размер.
У самок манящего краба (Uca) клешни одинаковые, маленькие; у самцов – одна клешня намного больше другой. «Именно большая клешня привлекает самок, – рассказывает морской биолог Закари Дарнелл из Университета штата Луизиана имени Николса. – Посмотрев на нескольких самцов и их норы, самка, скорее всего, выберет самца с самой большой клешней, который поднимает конечность чуть выше остальных». Ведь если краб может размахивать таким орудием, составляющим практически половину его собственного веса, значит, он очень сильный.

После спаривания самка остается в норке, а самец отправляется на поиски новых подружек. Исследования Дарнелла показали, что большая клешня нужна не только для брачных игр. Когда краб оказывается на горячем песке, она выполняет терморегулирующую функцию: обдувая ее, воздух рассеивает тепло и понижает температуру тела краба. Кроме того, большая клешня – еще и оружие. Краб использует ее, сражаясь с соперниками и отгоняя недоброжелателей от норки. Через несколько дней после спаривания самка покидает любовное гнездышко и отправляется к морю, где ее детеныши вылупятся из яиц.

Ареал
Береговая линия в тропическом и умеренном климате.

Статус угрозы виду
Неизвестен.

Любопытный факт
Существует около ста видов манящего краба, один из них – Uca pugilator.