Журнал №192, сентябрь 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Природа

Разозленные пауки – еще одно последствие климатических изменений

21 августа 2019
10492409073_22cb8b41bc_k.jpg
Социальный паук Anelosimus studiosus
Фото: Judy Gallagher / Flickr
В агрессивной окружающей среде выживают только сильнейшие.

Установив, что климат на планете неизменно меняется, ученые оценивают последствия, и недавно выяснилось еще одно – совершенно неожиданное. Оказалось, что в ответ на рост температуры появляется больше агрессивных пауков.

Ученые из канадского Университета МакМастера показали это на примере пауков вида Anelosimus studiosus из семейства тенётники, или теридииды (лат. Theridiidae). Они широко представлены в Северной и Южной Америке. Здесь циклоны с Атлантического океана – обычное явление, и пауки умеют с этим справляться. Однако с глобальным потеплением циклоны происходят все чаще и становятся все мощнее. Чтобы пережить интенсивные погодные явления, пауки изменили свое поведение и передают новые навыки следующим поколениям.

A.studiosus являются социальными пауками, то есть живут колониями, которые могут достигать нескольких сотен особей. Пауки демонстрируют два типа поведения: одни колонии состоят из мирных особей, но существуют и представители вида, которые демонстрируют исключительную агрессию. Они не только охотятся на добычу, но и нападают на «социальных» собратьев, разоряя их гнезда, сражаясь с самцами и уничтожая яйца. При этом они могут скрещиваться с мирными пауками, но занимать свою территорию им не позволяют. Чем агрессивнее пауки в колонии, тем агрессивнее колония в целом. И как выяснилось, эта агрессия является наследственной.

Предыдущие исследования показывали, что социальные пауки A.studiosus предпочитают более теплые области – ученые объясняли это тем, что в случае гибели самки ее потомство быстрее сможет начать самостоятельную жизнь, чем в холодных широтах. С повышением глобальной температуры мирные A.studiosus все больше распространялись по Америке.

Новое исследование показало, что теперь перевес – на стороне агрессивных пауков-тенетников. В 2018 году арахнологи следили за пауками в 240 колониях, подвергавшихся воздействию тропических штормов. Природные катаклизмы сильно прореживали ряды и мирных, и воинственных пауков, однако если последние тут же откладывали огромное множество яиц, восстанавливая баланс, то у первых объемы кладки сокращались, а потомство не переживало зиму. Таким образом, со временем тенетники этого вида наверняка эволюционируют, и агрессия станет среди них повсеместной.

Причина, по которой это происходит, не установлена – возможно, шторма уменьшают кормовую базу, и в борьбе за пищу агрессивные пауки побеждают. При этом матери мирных пауков, занимаясь поисками пропитания, не могут обеспечить детенышам условия для роста.

Это пока лишь гипотеза, но сама тенденция показывает, что в новых условиях животным для выживаемости требуется быть более агрессивными, чем прежде, и это может распространяться не только на пауков. Почитайте о суицидальных страстях пауков-тенетников