National Geographic №194, ноябрь 2019

Редкий красный пигмент

Софья Демьянец
27 марта 2013
/upload/iblock/784/784037a6de567f1dbb2c6638a4a56655.jpg
Белоухий турако (Tauraco leucotis).
/upload/iblock/ae8/ae84801b6bebef24e50ca23f5dd4428c.jpg
Эта птица обитает в лесах Судана, Эфиопии и Эритреи. Автор: Doug Janson.
Перья турако имеют яркий красный цвет благодаря пигменту, который не встретишь больше нигде в животном мире.
Благодаря пестрому окрасу, некоторых турако несложно обнаружить среди деревьев. Например, белоухий турако становится наиболее заметен во время полета или когда просто расправляет крылья, которые окрашены в яркий красный цвет. Такой окрас перьям придает естественный пигмент турацин, не встречающийся больше нигде в животном царстве, кроме как у некоторых птиц из семейства тураковых. Пигмент имеет в своем составе медь, которую птицы накапливают из растений во время питания. Обычно в их рацион входят плоды, например, можжевельника и фиговых деревьев, а также насекомые и небольшие ящерицы, которые служат для пернатых источником белка. Так, белоухий турако сохраняет относительно большое количество меди в перьях своих крыльев, благодаря чему те приобретают насыщенный красный цвет. Птицы же из других семейств приобретают красную окраску благодаря другим пигментам - каротиноидам или меланинам. К сожалению, сегодня красивый окрас белоухого турако часто является причиной охоты на него, поскольку перья этой уникальной птицы нередко используются как модный аксессуар. Впрочем, турако примечательны не только своим окрасом, но и необычным ритуалом ухаживания. Во время сезона дождей эти птицы ищут партнеров для спаривания. Они начинают издавать особые звуки и прыгать с ветки на ветку за своим потенциальным партнером. Когда самка занимает ветку, находящуюся ниже ветки, на которой сидит самец, она поднимает голову вверх и затем слегка наклоняет её в сторону. После этого самец будет кормить самку, подобно тому, как взрослые особи кормят своих птенцов.