National Geographic №197, февраль 2020

/upload/iblock/726/7261ce696bd87b0576d0c3d661ed6a00.jpg
Фото: Tamar Assaf/Wikipedia
/upload/iblock/a8b/a8b7475348cc991de6f7716052878eed.jpg
Фото: Ralf Schmode/Wikipedia
Камеры наблюдения на одной из ГЭС в Северной Осетии зафиксировали переднеазиатского леопарда. В Красную книгу России вид занесен как исчезающий.
Леопард является геральдическим символом Северной Осетии и изображен на гербе Республики. Кроме того, он считается символом столицы региона – Владикавказа, а также изображен на гербе Южной Осетии. Однако в дикой природе животное практически не встречается: в частности, в Северной Осетии в 2013 и 2015 годах было замечено лишь по одной особи. Ученые полагали, что леопард мог мигрировать из Ирана, однако новые кадры, полученные в 2017 году, позволяют считать, что этот вид постоянно обитает в некоторых районах Северного Кавказа. Съемка сделана в мае 2017 года камеой видеонаблюдения Головной Зарамагской ГЭС, расположенной на реке Ардон в Алагирском районе Северной Осетии. Обнаружение редкого животного стало итогом сотрудничества ученых и гидроэнергетиков: в 2016 году они подписали соглашение, призванное способствовать восстановлению популяции леопардов в Республике Северная Осетия - Алания. В рамках договора проводится программа по сбору и анализу научной информации о животных, попадающих в объективы камер систем видеонаблюдения и мониторинга гидроэлектростанций. Переднеазиатский леопард, или кавказский барс (лат. Panthera pardus ciscaucasica) – один из крупнейших подвидов леопарда: длина тела может достигать 183 см, длина хвоста - 116 см. Общая численность этих животных на планете оценивается в 870-1300 особей; больше всего – до 850 особей – обитает в Иране. В Красную книгу Российской Федерации кавказский барс занесен под именем Panthera pardus ciscaucasica как исчезающий вид. В 2006 году Минприроды России утвердило «Программу восстановления переднеазиатского леопарда на Кавказе». Она предполагает размножение животных на базе Сочинского национального парка с последующим выпуском адаптированного потомства на территории Кавказского заповедника. Посмотрите, как новые технологии помогают леопардам появляться на свет.