Но есть и хорошие новости!
Природа

Розовые дельфины

Текст: Марк Дженкинс Фотографии: Кевин Шейфер
29 июля 2011
/upload/iblock/3f0/3f0581d52c9033b4de237bb70b8dd7c7.jpg
/upload/iblock/b30/b307f4946c18fa55095d3f4426a735b8.jpg
Воды Амазонки отнюдь не кристально прозрачны – это скорее мутная смесь из ила и остатков растений, и потому под водой дельфины кажутся оранжевыми. На поверхности же они палево-серые, некоторые – с розовыми отметинами. Чтобы ориентироваться в мутном речном царстве, дельфины, которых в Бразилии называют боуто, используют высокочастотную эхолокацию.
/upload/iblock/172/17224124de23a354a72aa27b94d33be7.jpg
Боуто кормятся, охотясь среди деревьев на рыб, крабов и черепах.
/upload/iblock/b0d/b0d379667acae6cf193823fe4ead00d6.jpg
С марта по июль сезонные потопы расширяют привычный ареал дельфинов. Теперь через затопленные равнины они могут доплыть до джунглей архипелага Анавильханас – длинной цепи островов в водах реки Рио-Негро.
/upload/iblock/5b2/5b25bcb7fab0108d28126513a489dfd9.jpg
Своим необыкновенно крепким и сильным рылом боуто прокусывает добычу с поистине крокодильей яростью. «У него пасть как типографский резак», – утверждает биолог Тони Мартин.
/upload/iblock/8dc/8dcb5ec5f006c569ba57be95ce266771.jpg
Плескающийся в паводковых водах боуто демонстрирует впечатляющую мощь мускулов и подвижность.
/upload/iblock/68a/68a01f33932a2b3aead4ecdc9859f811.jpg
Мать с детенышем держатся рядом среди затопленной молодой поросли. Самки вынашивают по одному детенышу за раз, между родами проходит от двух до трех лет. Детеныши более года питаются материнским молоком.
/upload/iblock/85c/85cfbfdf673d6aeded397d85b9f3980c.jpg
Согласно поверьям, дельфины боуто – это фантастические повелители золотого подводного города Энканте. Однако сегодня суеверия уже не защищают розовых дельфинов – люди вырубают джунгли и расширяют коммерческое рыболовство, разрушая хрупкий мир бывших грозных хозяев великой реки.
Фото: Кевин Шейфер
Знаменитые розовые дельфины на самом деле серого цвета – розовый окрас приобретают лишь самые храбрые из них. Какие еще тайны хранят волшебные боуто из Амазонки?
Ярко-розовые пятна мелькают среди деревьев, скользят меж веток, изящно огибают стволы, распухшие от воды. Это резвятся в затопленных джунглях речные амазонские дельфины, они же боуто (для местных) или инии (Inia geoffrensis). Амазонка, разлившись в сезон дождей, в своих верховьях затопила джунгли, дав таким образом дельфинам шанс на настоящую лесную охоту. Чего ради дельфины, исконные жители соленых морских вод, перебрались в пресные водоемы? Хили Гамильтон, биолог из Калифорнийской академии наук, объясняет: около 15 миллионов лет назад, в эпоху миоцена, уровень моря был выше, и поэтому обширные части нынешней Южной Америки пребывали под толщей соленой воды. Гипотеза Гамильтона состоит в том, что с течением времени море мало-помалу отступало на современные рубежи, а часть дельфинов оставалась на прежних территориях. И за миллионы лет в бассейне Амазонки они превратились в совершенно удивительных существ, мало чем похожих на всеобщего любимца, киногероя Флиппера.
Боуто достигает почти двух с половиной метров в длину и весит около 200 килограммов. Его отличительная особенность – длинное, кожистое рыло, похожее на клюв или жало, которым так удобно выкапывать ракообразных из донного ила и вылавливать рыбу, мечущуюся в путанице веток. Шейные позвонки амазонских дельфинов не срастаются между собой, и потому головы их могут поворачиваться под углом 90 градусов к туловищу – полезнейшая способность для навигации среди деревьев. Еще одна отличительная особенность речных дельфинов – маленькие глазки: в мутной воде от зрения все равно проку мало, и добычу проще искать с помощью эхолокации. Речные дельфины водятся не только в Амазонке их также можно встретить в индийском Ганге, в пакистанском Инде и в водах Рио-де-Ла-Плата между Аргентиной и Уругваем. Всего существует четыре вида речных дельфинов, и боуто – самый крупный из них. До недавнего времени видов речных дельфинов было пять. Однако уже в начале нашего века были полностью уничтожены дельфины из китайской реки Янцзы – с 2002 года ученым не удается их обнаружить. По словам Гамильтона, на первый взгляд все пресноводные дельфины кажутся одинаковыми однако их четыре рода принадлежат к трем разным семействам. Судя по анализам ДНК, речные дельфины раньше морских отделились от их общих предков, предков китообразных, по крайней мере, в трех случаях – сперва в Индии, затем в Китае и Южной Америке. Эволюция каждого из семейств шла независимо и параллельно – географически изолированные и генетически различные виды, приспосабливаясь к похожим условиям, в итоге приобрели схожие характеристики.
Каждая весна дарит амазонским дельфинам шанс покинуть узкие границы речного русла и вспомнить о древней бескрайней родине. Тони Мартин из Кентского университета в Англии изучает дельфинов в природном заповеднике Мамирауа на западе Бразилии вот уже 16 лет. Здесь два притока Амазонки на полгода затапливают тысячи квадратных километров джунглей, превращая их в огромное озеро под древесным покровом. Мартин и его бразильская коллега Вера да Силва обнаружили, что глубже в лес заплывают самки дельфинов – возможно, скрываясь от агрессивных ярко-розовых самцов. Самки в основном серой окраски; а вот самцы, считают Мартин и да Силва, приобрели свой милый розовый цвет в результате множественных ран. «На крупных самцах живого места нет от шрамов, – утверждает Мартин. – Они остервенело бьются не на жизнь, а на смерть: откусывают друг у друга челюсти, хвосты, плавники, раздирают дыхала». Ярко-розовых самцов мало, зато именно они имеют наибольший успех у самок – во всяком случае, во время брачного периода, когда вода возвращается в русло реки и самки вынуждены приплывать обратно из глухих джунглей. Розовый окрас – не единственное, чем можно привлечь самку. Иногда боуто берет в клюв пучок растений или кусочек дерева, начинает кружиться и бить своей добычей по воде. Местные жители долго думали, что это просто игра, пока Мартин не обнаружил: предметы в пасти держат только самцы – и исключительно в присутствии самок.
К тому же во время этой демонстрации вероятность драки среди самцов возрастает в 40 раз. Получается, боуто, пытаясь произвести впечатление на подруг, хвастаются не нужными им в общем-то предметами. «Это как если какой-нибудь парень начнет выпендриваться своим “феррари”», – объясняет Мартин. Кстати, кроме дельфинов предметы для хвастовства используют только обезьяна и человек. Мартин полагает: в природе осталось лишь около 100 тысяч амазонских дельфинов, и они в большой опасности. За семь лет популяция из заповедника Мамирауа сократилась вдвое. Рыбаки используют мясо дельфинов как приманку для зубаток, и нередко боуто случайно попадают в сети и задыхаются, не имея возможности всплыть. Согласно древним местным поверьям, боуто – волшебное существо, способное менять свой облик. Иногда оно выходит из реки в облике человека, чтобы заманить доверчивых мужчин и женщин в сказочное подводное царство. Говорят даже, что дельфины надевают шляпы, чтобы не было видно их дыхала и похожей на луковицу головы. Но, увы, не менее богатые китайские мифы не помогли белым дельфинам Янцзы. Как спасти боуто от судьбы их родичей?