Журнал №190, июль 2019

/upload/iblock/cbb/cbbf78fead31c49e09e917ec54fe4c5b.jpg
Фото: DAVID ILIFF. License: CC-BY-SA 3.0/commons.wikipedia.org
/upload/iblock/9a9/9a90096b49eefbbf3efa952b9ecafd43.jpg
Фото: James St. John/Flickr.com
Многие представители мира фауны могут размножаться без помощи партнера. В основном, такой суперспособностью обладают беспозвоночные, но все больше позвоночных животных переходит на «непорочное зачатие».
Партеногенез или девственное размножение (явление, в ходе которого клетки, называемые полярными телами, вместо того, чтобы погибнуть, начинают вести себя как сперматозоиды) – один из эволюционных механизмов. По одной из версий, его возникновение обусловлено географической изоляцией разнополых особей. В естественной среде подобный способ продолжения рода встречается практически у всех видов животных, за исключением млекопитающих. У позвоночных он крайне редок: способно на это лишь 70 видов, то есть 0,1% от их общего числа. Партеногенетические популяции найдены у некоторых видов рыб, земноводных, птиц (в том числе кур). Существует несколько видов ящериц и питонов, размножающихся партеногенезом. А в последние годы также растет количество видов акул, змей и рыб, продолжающих род без участия партнера. Недавнее открытие объясняет, почему так происходит: партеногенез, по-видимому, является ответом на угрозу вымирания вида. К такому выводу пришли морские биологи из Университета штата Нью-Йорк в Стоуни-Брук, обнаружив факт девственного размножения у мелкозубой рыбы-пилы (Pristis pectinata). Ее популяция относится к исчезающим видам. Эти семиметровые представители семейства пилорыловые, обитавшие ранее по всей Атлантике, к настоящему времени остались только в некоторых местах акватории Флориды. Ученые наблюдали за их группой у побережья Шарлотт-Харбор с 2004 по 2013 годы. По окончании исследования было обнаружено 7 случаев партеногенеза, что составляет 3% от общего количества половозрелых особей в контрольной группе. Подобным образом пытаются выжить некоторые насекомые. Также узнайте о том, какой вид питонов может продолжать род без партнера. И хотя такой способ воспроизведения вырабатывается, когда виду угрожает опасность – он не сможет сильно повлиять на общую ситуацию, отмечают ученые. К сожалению, скорость исчезновения редких видов животных выше их репродуктивных способностей.