Экспедиция «9 легенд Русского Севера»
Природа

Рыба-пила оказалась «невидимой» для своих жертв

30 марта 2017
/upload/iblock/868/8686ecc4d9bbe8cc47318b35af0046c0.jpg
Фото: Forrest Samuels/Flickr.com
/upload/iblock/952/9526a784f60ec9c30f6fb0ae4ca74638.jpg
Фото: Andrew Kuchling/Wikipedia
/upload/iblock/6e7/6e7b53a3a85ce46d7146d035d9071581.jpg
Фото: Pandora_60/Flickr.com
Пилорылые скаты используют свой длинный зазубренный вырост для обнаружения жертвы и охоты на нее. Но недавно ученые нашли еще одну важную функцию этого органа.

Семейство пилорылых скатов (Pristidae) насчитывает несколько видов. Самый миниатюрный, квинслендский пилорыл (Pristis clavata), в длину достигает 1,4 метра; крупнейшие — например, мелкозубый пилорыл (Pristis microdon) — вырастают до 7 метров. У всех этих рыб в передней части есть характерный плоский и зазубренный вырост — рострум. Он достигает примерно четверти длины тела пилорылых скатов.

Рострум покрыт электрорецепторами, улавливающими малейшее движение потенциальной добычи, зарывшейся на дне, и это помогает рыбе-пиле определять местоположение жертвы даже в мутной воде. А острые ростральные зубцы помогают пилорылым скатам ловить и разделывать добычу, а также защищаться от врагов.

Недавно австралийские ученые из университета Ньюкасла решили всесторонне изучить механизм использования этими рыбами своей «пилы» и в результате исследования обнаружили еще одну полезную функцию.

Создав точные 3D-модели разных видов пилорылых скатов, биологи сделали их участниками компьютерной симуляции. Имитировав естественные движения рострума, ученые заметили, что он рассекает воду так же, как нож: плавно, не создавая никаких вибраций или турбулентных завихрений.

Рыбы, обладающие слабым зрением или обитающие в непрозрачных водах, в ходе эволюции научились определять местонахождение хищника по вибрации воды. В свою очередь, пилорылые скаты смогли обойти это препятствие, научившись незаметно перемещаться с помощью рострума.

Подводя итоги своего открытия, биологи говорят, что о поведении рыбы-пилы в естественной среде обитания известно очень мало: она предпочитает мутные придонные воды, редко поднимаясь на поверхность. А в последнее время численность популяции Pristidae неуклонно сокращается: самой большой угрозой являются рыболовные сети, в которых пилорылые скаты легко запутываются.

Узнайте, как рыба-меч развивает бешеную скорость.

Как и зачем рыба переходит дорогу: видео