Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Природа

Рыбы-невидимки попались на глаза ученым: видео

16 августа 2016
/upload/iblock/efb/efb401f7c4aab991996b0d4ef03e0112.jpg
Фото: Poulsen et al. (2016)
/upload/iblock/283/28332b4f60d7532d4b66fba71a0c71de.jpg
Фото: Monterey Bay Aquarium Research Institute/YouTube
Австралийские ученые открыли два новых вида глубоководных рыб. Для защиты от хищников они умеют регулировать свечение своего тела так, чтобы сливаться с водой.
Открытие новых видов принадлежит группе морских биологов из Австралийского музея в Сиднее; статья по итогам научной работы опубликована в журнале PLOS One. Рыбы, пойманные во время экспедиций к берегам Американского Самоа и Новой Зеландии, получили название M. niger and M. Griseus. Они относятся к семейству опистопроктовых (Opisthoproctidae). Семейство включает 8 родов с 19 видами, при этом большинство из них известно лишь по одному экземпляру. Рыбы обитают в тропических и умеренных водах Тихого, Атлантического и Индийского океанов на глубинах от 400 до 2500 метров. Практически все опистопроктовые в длину не превышают 20 см, но форма их тела различается в зависимости от вида. Общим признаком является наличие глаз цилиндрической формы, расположенных на прозрачной голове, заполненной жидкостью. Как полагают ученые, эта особенность позволяет рыбам получать максимум света, а также защищает их от стрекательных клеток медуз. Как и другие опистопроктовые, M. niger and M. Griseus умеют светиться изнутри: это происходит благодаря симбиотическим бактериям, обитающим на их внутренних органах. Имея полупрозрачное тело, покрытое пигментированной чешуей, рыбы регулируют свое свечение таким образом, чтобы сливаться со слоями воды в зависимости от уровня проникающего в них солнечного света. Таким образом они становятся невидимыми для хищников. Узнайте о неуловимой «карманной» акуле.