National Geographic №198, март 2020
National Geographic Traveler №73, февраль – март 2020
Все, что известно о коронавирусе, распространяющемся по миру
Природа

Рыжеухий бюльбюль был замечен в Приморье, хотя его там не ждали

11 марта 2020
7b997005-ebe6-4a65-9d5e-922863252a51.png
Фото: Светлана Титова/Земля леопарда
Редкая субтропическая птица меняет ареал.

На территории национального парка «Земля леопарда» была замечена редкая для России певчая птица – рыжеухий, или короткопалый бюльбюль (лат. Hypsipetes amaurotis). В Приморском крае за последние 60 лет эти пернатые попадались на глаза лишь несколько десятков раз.

Рыжеухий бюльбюль относится к воробьинообразным. Длина тела составляет до 28 см, оперение – серо-коричневое с заметными оранжевыми или коричневыми вкраплениями на голове. Эти небольшие птицы обитают на Филиппинских островах, в Японии, Корее и частично в Китае. Для России бюльбюль – кочующий вид: на данный момент не зафиксировано ни одной встречи летом. Большая часть наблюдений была сделана поздней осенью – в октябре и в ноябре, и очень редко – зимой и ранней весной.

10330246566_becc199c3f_h.jpg
Рыжеухий бюльбюль
Фото: Biodiversity Heritage Library/Nouveau recueil de planches coloriées d'oiseaux, 1838 / Flickr
14407781456_ae8306b5bc_k.jpg
Рыжеухий бюльбюль
Фото: Miltos Gikas / Flickr.com

Ученые предполагают, что из-за глобального потепления в будущем бюльбюль может окончательно облюбовать данный регион. Орнитолог Юрий Глущенко, доцент кафедры естественнонаучного образования Школы педагогики ДВФУ, отмечает, что «Земля леопарда» хорошо подходит для постоянного обитания этой птицы. На особо охраняемой природной территории у животных всегда есть свободный доступ к водопоям с чистейшей водой, в том числе зимой – благодаря незамерзающим участкам рек и ручьев.

«Более частое появление в Приморье этой южной тропической птицы – один из признаков климатических изменений на нашей планете. Другой пример: открытие в нацпарке нового для России вида – водяного оленя, который также пришел сюда из южных стран. Не исключено, что в будущем бюльбюль «переедет» в Россию насовсем, будет вить здесь гнезда и размножаться», – Юрий Дарман, заместитель директора ФГБУ «Земля леопарда» по науке.

Помимо глобального роста температуры воздуха, причиной расселения рыжеухого бюльбюля на север может быть обилие мягких плодов на различных видах деревьев и кустарников. При этом птица без страха появляется в окрестностях сел и городов. Жителям Приморья можно брать пример с Кореи и Японии, где в кормушки специально для бюльбюля кладут дикорастущие ягоды.

А теперь можете послушать, как поет эта птаха:

Пять звезд на берегу Телецкого озера

Окинава: Япония, которую не знают даже японцы