Журнал №189, июнь 2019
/upload/iblock/e74/e74aa7e23237e0eaded6225072c681ed.jpg
Фото: Buck Valley Ranch/Flickr.com
/upload/iblock/bbd/bbdbce77609d783f8fd6a4f41266c90b.jpg
Фото: Jean/Flickr.com
До недавнего времени саблерогие антилопы жили только под присмотром человека, а в дикой природе все они были истреблены. Теперь животные получили новый шанс на жизнь в естественной среде обитания.
Саблерогая антилопа, или сахарский/саблерогий орикс (лат. Oryx dammah) относится к роду сернобыков (Oryx). Эти парнокопытные высотой около метра в холке имеют тонкие рога такой же длины. Шерсть у сахарских ориксов очень светлая, а на груди – большое красно-коричневое пятно. Животные питаются листьями, травой и плодами; они способны по несколько недель обходиться без воды. Степи и пустыни Северной Африки были для них идеальным местом, но человек практически уничтожил этот вид антилоп. Последний представитель в дикой природе был убит в 90-е годы XX века. Вид сохранился только благодаря нескольким десяткам особей, живущих на охраняемых территориях. Сейчас саблерогие антилопы обитают в зоопарках Объединенных Арабских Эмиратов, США, Европы и Австралии. Кроме того, на территории Чада был создан заповедник Ouadi-Rimé Ouadi-Achim, куда в прошлом веке успели перевезти около 50 ориксов, не попавшихся на глаза браконьерам. В настоящее время в заповеднике насчитываются уже сотни представителей вида, и биологи решили попробовать вернуть животных в естественную среду обитания. В августе 2016 года 23 саблерогие антилопы, оснащенные GPS-датчиками, были выпущены в удаленные пустыни Чада. Несколько самок были на тот момент беременны, и в сентябре на свет появился первый за многие десятилетия детеныш, рожденный в природе. Все животные здоровы; наблюдения за стадом продолжаются. Ученые подчеркивают , что парнокопытным адаптироваться к новым для них «диким» условиям проще, чем многим другим видам животных. Им не нужно учиться охотиться – их достаточно выпустить в местность, где растет трава. Опасаться за их жизнь теперь тоже не приходится: местное население активно участвует в экологических программах и больше не занимается браконьерством, а естественные хищники – львы и гепарды – на этой территории уже не встречаются. Посмотрите, как в дикую природу вернулась тигрица.