Но есть и хорошие новости!
Природа

Самая древняя ветеринарная операция? Находка из Франции

20 апреля 2018
/upload/iblock/ae5/ae518772e8e6359511215f9f7e96bd12.jpg
Фото: Fernando Ramirez Rozzi, Alain Froment/Nature.com
/upload/iblock/054/05425c796f87b806aabd4f365839bf32.jpg
Фото: Fernando Ramirez Rozzi, Alain Froment/Nature.com
Ученые обнаружили первый пример трепанации, сделанной животному. Операция была проведена 5 тысяч лет назад на территории современной Франции.
Медицинский антрополог Ален Фромa (Alain Froment) из парижского Музея человека и его коллега, палеобиолог Фернандо Рамирес Роззи (Fernando Ramirez Rozzi), весной 2018 года представили результаты исследования останков животных, найденных в регионе Шам-Дюран (Champ-Durand) на западе Франции.

Стоянка древнего человека была открыта в 1970-х, и за время раскопок ученые обнаружили здесь захоронения и артефакты от позднего неолита до раннего бронзового века. Это позволило предположить, что Шам-Дюран был крупным центром, процветающим за счет торговли солью и скотом.

Однако останки домашних животных до недавнего времени пристально не изучались. Теперь этот пробел был заполнен. Внимание французских ученых привлек один из коровьих черепов: в правой лобной кости у него было отверстие размером со спичечный коробок. Ранее считалось, что корова пострадала от рогов другого зверя – но, как заметили ученые, в черепе не было трещин или других признаков удара.

Травмы кости могут быть и следствием инфекционных болезней или опухолей, однако кость вокруг раны не сохранила следов воспаления.

Сопоставив эти факты, Фромент и Роззи установили, что речь идет именно о трепанации – пробуравливании черепа – проведенной около 5 000 лет назад.

Слева – трепанированный человеческий череп. Справа – череп коровы из Шам-Дюран. Хорошо видны многочисленные параллельные следы, оставленные  первобытным хирургическим инструментом.

/upload/iblock/cb4/cb4717ddded3cf5f1f247d9d7f837963.jpg
Fernando Ramirez Rozzi, Alain Froment/Nature.com

Известно, что эта операция практиковалась как минимум со времен неолита. От 5% до 10% всех человеческих черепов, найденных археологами, имеют свидетельства трепанации. Чаще всего такому виду хирургического вмешательства подвергались мужчины, но были среди «пациентов» и женщины, и даже дети. Исследователи полагают, что причин могло быть несколько: от попыток лечения эпилепсии до ритуальных целей.

Древнейшие известные доказательства трепанации черепа человека датируются 6500 годом до н.э. Эти останки были найдены во Франции – в этой же стране был обнаружен самый ранний пример трепанации черепа животного.

Фромент и Роззи не сомневаются в своих выводах: отверстие и трещины вокруг него похожи на те, что остаются на человеческих черепах в подобных случаях. Исследователи не обнаружили ни следов инфекции, ни признаков заживления вокруг отверстия, и это ставит вопрос о причинах проведения трепанации. Корова могла быть принесена в жертву, либо же первые ветеринары оттачивали на ней мастерство, или, к примеру, необходимая заболевшему животному операция не помогла, и оно скончалось.

В любом случае, это первое известное свидетельство трепанации черепа животного и, по мнению исследователей, самая древняя известная ветеринарная операция.

Познакомьтесь с памятниками неолита Оркнейских островов.

Палеонтологи попытаются клонировать мамонта из найденной кожи

Где находился сакральный центр людей каменного века?