Журнал №192, сентябрь 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Природа

Самки капуцинов призывают партнера с помощью камней

16 января 2014
/upload/iblock/79e/79ec3a1aea45858bedab5f864615b6bb.jpg
Ранее все капуцины относились учеными к роду Cebus, однако в 2012 году из него были выделены обезьяны Sapajus. Автор фото: Alexandre Pereira.
Во время работы над документальным фильмом о дикой природе Бразилии съемочной группе удалось заметить и запечатлеть необычное поведение самок обезьян-капуцинов. Они издавали странные звуки, морщили свои морды и бросались в самцов камнями: и все это для того, чтобы привлечь внимание представителей противоположного пола.
Съемки в рамках проекта BBC и телеканала Discovery проходили в бразильском национальном парке Серра-да-Капивара, расположенном на северо-востоке страны. Научным консультантом выступала биолог Камила Галейго Коэло из британского университета Дарема. Ученый поясняет: у самок чернополосого капуцина вида Sapajus libidinosus, в отличие от большинства других животных и, в том числе, обезьян, готовность к спариванию внешними признаками не характеризуется: они не могут привлечь партнера ни запахом, ни набухшими половыми органами. Природа, по сути, сыграла с ними жестокую шутку, поскольку самцы капуцинов, напротив, активно показывают свою готовность к брачному периоду: для этого они натирают все свое тело мочой, как одеколоном. После этого они сами уже не проявляют никакой активности, ожидая сигналов со стороны представительниц противоположного пола. Спаривание происходит тогда, когда самка явно дает понять о своих намерениях, а происходит это посредством странных звуков, гримас и бросков в будущего партнера камнями. Sapajus - род приматов семейства Капуциновые. Как и другие капуцины, Sapajus считаются сообразительными. С помощью камней эти обезьяны раскалывают орехи и роют почву. Документальный фильм о дикой природе Бразилии уже вышел в эфир, а научная группа Камилы Коэло продолжает свое исследование поведения обезьян. Ближайшей задачей является понять социальные связи капуцинов и принципы распространения знаний от одной группы обезьян к другой.