Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Природа

Самые ядовитые в мире муравьи кусают добровольца: видео

21 декабря 2016
/upload/iblock/454/454b2497820dfc6a47f55b9c6a585dea.jpg
Фото: CoyotePeterson/Facebook
/upload/iblock/c8b/c8bae94414749503157f831b94a54b65.jpg
Муравей Paraponera clavata
Фото: Graham Wise/Wikipedia
/upload/iblock/1d2/1d23912ccca55a7945d1b9ee654129ae.jpg
Муравей Paraponera clavata
Фото: Hans Hillewaert/Wikipedia
Американский экстремал решил проверить на себе действие самых ядовитых муравьев в мире. Опасный эксперимент был снят на видео.
В Центральной и Южной Америках обитает муравей Paraponera clavata, обладающий ядом, превосходящим по силе воздействия яд любой осы или пчелы. Эти хищные насекомые, достигающие в длину 25 мм, имеют 3,5-миллиметровое жало. В ходе изучения химического состава яда из него был выделен новый парализующий нейротоксин (пептид), названный понератоксином. Местные жители называют Paraponera clavata «муравьем-пулей» (Hormiga bala) или «муравьем-24 часа» (Hormiga Veinticuatro), так как боль от укуса ощущается в течение суток.

У некоторых бразильских индейских племен эти муравьи используются в обрядах инициации мальчиков: на руки испытуемым на 10 минут надевают перчатки, сплетенные из растений и муравьиных жал. Это приводит к временному параличу и к потере чувствительности ужаленных пальцев на протяжении нескольких дней.

Эффект сильнейшего яда давно интересует ученых и журналистов. В 2008 году британский натуралист Стив Бэкшелл (Steve Backshall) испытывал на себе его действие.

Его эксперимент решил повторить американский экстремал Койот Петерсон (Coyote Peterson), ведущий YouTube-канала Brave Wilderness. Исследователь провел тщательную, как ему казалось, подготовку: перед тем, как отправиться на встречу с «муравьями-пулями», он подверг себя воздействию яда шести десятков муравьев-жнецов (Pogonomyrmex) и пушистых ос (Mutillidae). Однако это ему не помогло: уже от одного укуса Paraponera clavata мужчина катается по земле от боли. Его рука покраснела, лицо отекло, а пульсирующие волны боли исследователь сравнивает с ударами раскаленной кочерги.

Узнайте о других невероятных муравьях.