Журнал №192, сентябрь 2019

/upload/iblock/ad7/ad796f40c2cfac87822bceec58a93dd4.jpg
/upload/iblock/075/07571984ddbd75a5435cc28ebfc7ee54.jpg
/upload/iblock/e17/e17685334de68dc5185242bb7d6eabe3.jpg
Фото: Max Coleman/Wikipedia
Род вязов насчитывает около 40 видов. Эти деревья широко распространены по планете, но некоторые виды уже считаются вымершими. Недавно в Шотландии был найден подвид вязов, с которым человечество преждевременно попрощалось.
Вязы растут среди других деревьев широколиственных и хвойных лесов, чаще всего – на плодородных почвах. Они теневыносливы, но при полном освещении образуют особенно мощную крону. Подвид вяза wendworthii pendula был искусственно выведен в XIX веке для садов и парков. Его наклоненные к земле «плачущие» ветви ценились в парковом дизайне. На протяжении нескольких десятилетий wendworthii pendula выращивался в Европе, но затем, как и многие другие деревья, этот подвид стал жертвой грибковой болезни, поражающей представителей семейства вязовые (Ulmaceae). Голландская болензнь вяза в начале XX века была занесена в Европу, предположительно, из Восточной Азии, а затем распространилась по всему миру. Только в Великобритании к концу века инфекция уничтожила до 75 миллионов деревьев. Три вяза wendworthii pendula появились в Королевском ботаническом саду Эдинбурга в 1902 году: их приобрели в питомнике в Германии. Но к 1996 году последнее из деревьев умерло, не справившись с грибковой инфекцией. С этого времени подвид считался утраченным. Однако недавно при очередной инспекции биологи нашли сразу два представителя Wendworthii Pendula, каждый – высотой около 30 метров. Оба дерева полностью свободны от грибка. Специалисты догадываются, как они могли сохраниться: с 80-х годов, когда биологи поняли масштаб и последствия распространения голландской болезни вязов, сады инспектировались с особой тщательностью, и все заболевшие деревья своевременно уничтожались. Неизвестно лишь происхождение двух «выживших»: это не экземпляры, купленные в начале века в Германии, а либо их потомки, либо деревья, позднее посаженные садовниками и не внесенные в реестр. Узнайте о болезни, уничтожающей ясени по всему миру.