Журнал №190, июль 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Природа

Северного белого носорога спасут клонированием

29 мая 2018
/upload/iblock/670/670b658654bbb9ab1b412030720888cf.jpg
Самец Судан в 2015 году.
Фото: Ol Pejeta Conservancy
/upload/iblock/808/8087d005d01fe5bda0b65e0783faba62.jpg
Белый носорог в чешском зоопарке Dvůr Králové Zoo.
Фото: Mistvan/Wikipedia
После того, как умер последний самец северного белого носорога, ученые ищут способы восстановить почти исчезнувший подвид. Недавно свое слово сказали генетики.
В дикой природе северные белые носороги не встречаются с 2007 года. Несколько особей жило в зоопарках, но последний самец, легендарный носорог Судан, умер в марте 2018 года. В настоящее время представителями подвида являются только две самки — его дочь и внучка, но проблемы со здоровьем не позволяют им забеременеть. Впрочем, собранный у белых носорогов генетический материал – сперма и яйцеклетки – в будущем поможет восстановить популяцию. Скорее всего, суррогатной матерью станет самка южного белого носорога, которая недавно прошла процедуру искусственного оплодотворения

Но даже если эта программа увенчается успехом – о массовом воспроизводстве речи не идет, поэтому биологи рассматривают любые альтернативные способы.

Одним из них могло бы стать клонирование: проанализировав ядерную ДНК нескольких северных белых носорогов, ученые пришли к выводу, что материал годится для использования в этих целях.

Образцы были получены из криобанка зоопарка Сан-Диего, где северные белые носороги жили до 2015 года. По результатам анализа выяснилось, что гетерозиготность и генетическое разнообразие северных белых носорогов – на достаточно высоком уровне. У многих видов животных, находящихся на грани вымирания, например у орангутанов Борнео, эти показатели крайне низки, поскольку в условиях ограниченной территории неизбежны близкородственные скрещивания – инбридинг.

Проведенная работа доказала ценность криоконсервированного генетического материала северных белых носорогов, и это первый шаг к возможности провести процедуру их клонирования.

Узнайте, как ученые пытаются клонировать мамонта.