Журнал №189, июнь 2019
Природа
Сейшельские лягушки слышат ртом
05 сентября 2013
/upload/iblock/172/172c7124b69c5bc9e5a5ae84cba39697.png
Живущие на Сейшельских островах лягушки Гарднера оказались обладателями необычного слуха.
Самые маленькие лягушки мира. Лягушка Гарднера (Sooglossus gardineri) - третья слева. Автор: Xiaphias. Нажмите на лупу, чтобы рассмотреть схему целиком.

Исследование проводилось группой ученых из французского университета Париж-юг XI. Лягушки Гарднера (лат. Sooglossus gardineri) – одни из самых крохотных в мире. При рождении их размер не превышает 3 миллиметров, а взрослая особь, в среднем, достигает 8-11 миллиметров. Это наземные лягушки, питающиеся мелкими насекомыми и их личинками.

Лягушки Гарднера обитают только на Сейшельских островах и лишь на 20-километровом участке между островами Маэ и Силуэт. По этой причине, хотя их существованию здесь ничто не угрожает, лягушки внесены в Красную книгу как редкий вид.

В мире известно около 6000 различных видов лягушек, при этом около 6% из них не имеют среднего уха. В их числе лягушки Гарднера, хотя ученые и догадывались, что земноводное обладает слухом. В ходе недавно проведенных экспериментов догадки подтвердились.

Исследователи воспроизводили через динамики звуки, издаваемые аналогичными лягушками, и испытуемые на них отзывались. Для поиска «ушей» были использованы рентгеновские сканеры с высоким разрешением. Как оказалось, внутреннее ухо у лягушек все же существует, но оно окружено массивной костяной оболочкой, что препятствует поступлению звука обычным способом. Зато, напротив, ткань между ротовой полостью и внутренним ухом у Sooglossus gardineri очень тонкая. Благодаря этому звук резонирует во рту, лягушка слышит его и может распознать.