Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Природа

Шикарно петь или шикарно выглядеть: как связано пение с оперением?

18 октября 2018
/upload/iblock/874/874dea9fbfcc0695bcc6d0cc1e325a5f.jpg
Фото: Sergey Yeliseev, IrenicRhonda / Flickr.com
/upload/iblock/e55/e55e12cb3d01426140dee71a05f901ab.jpg
Фото: Becky Matsubara/Flickr.com
/upload/iblock/418/4189d327fdc33c149b31110dbf33eb6b.jpg
Фото: Rod Bauer/Flickr.com
/upload/iblock/7c7/7c7f1eeb3a6dee5ae4d55ee1c9682090.jpg
Фото: Pixabay.com
В борьбе за благосклонность самки все средства хороши! Учёные сравнили вокальные данные птиц с окрасом.
В мире пернатых самки нередко выглядят невзрачно: ей не нужно добиваться внимания самца – и напротив, среди мужских особей конкуренция высока, и им необходимо выделяться на фоне соперников.

В ходе эволюции самцы выработали яркое оперение и научились красиво петь – но связаны ли эти свойства друг с другом?

Поставив перед собой задачу выяснить это, орнитологи из Оксфордского университета проанализировали песни и окрас 518 видов (259 пар) близкородственных видов птиц – таких как голубые сойки (лат. Cyanocitta cristata), стеллеровы черноголовые голубые сойки (лат. Cyanocitta stelleri), и другие.

Используя масштабные базы данных, исследователи рассмотрели отобранные виды по нескольким параметрам: степень различия окраски самца от самки, разнообразие пения (временные интервалы, высота и громкость звуков и так далее).

Оказалось, что мастерство пения можно соотнести со внешностью птицы: у самцов с монотонными сигналами окраска была ярче, а самцы с тусклым оперением исполняли сложные песни с развитыми вариациями. Например, невзрачная птица отряда воробьинообразных обыкновенный сверчок (лат. Locustella naevia) издает заливистые трели, при этом визуально отличить самца от самки непросто.

На основе этих наблюдений ученые сделали вывод о том, что эволюционно птицы не стали развивать сразу два способа привлечения партнерши – это было бы слишком затратно.

Вместо этого каждый из видов либо приобрёл яркое оперение, либо усовершенствовал певческое мастерство как конкурентное преимущество. Узнайте, насколько важен танец для пауков в брачный период.