Журнал №193, октябрь 2019

/upload/iblock/6d4/6d4e1916866135aa4fc36e886d73fc9b.jpg
/upload/iblock/2b3/2b308c60fb7ad32f3cd757d25ab37d69.jpg
Шимпанзе (Pan troglodytes).
Фото: Сергей Урядников
Шимпанзе способны готовить пищу, а при возможности выбора они предпочитают сырым продуктам готовые блюда. К таким выводам пришли ученые из Йельского университета, изучив их кулинарные способности и гастрономические навыки.
Ранее уже было установлено, что многие животные при возможности выбора предпочтут вареные овощи или мясо – такая пища легче жуется и усваивается. Одновременно считалось, что только человек обладает набором интеллектуальных способностей, необходимых для ее приготовления. Переход к тепловой обработке пищи рассматривается как важный эволюционный рубеж: это позволило нашим предкам расширить свой рацион питания и извлечь из продуктов больше калорий, что, в свою очередь, уменьшило количество времени на поиск еды, высвободив его для новых задач – в том числе технологических изобретений. Исследование проводилось в одном из питомников, расположенных в Конго. Из соображений безопасности ученые не рискнули научить шимпанзе обращению с открытым огнем, и для эксперимента были сконструированы специальные устройства, напоминающие пластиковую коробку для завтрака с двойным дном. Туда можно было положить ломтик сырого картофеля, и на выходе он получался готовым. Практически все – около 90% – обезьян предпочитали вареный картофель как в случае прямого выбора, так и тогда, когда им приходилось ждать, пока он приготовится. В рамках другой задачи приматам предлагалось отнести ингредиенты на некоторое расстояние и самостоятельно положить в «печь», и 60% шимпанзе с этой задачей справились, выбрав вкус и качество вместо быстрого насыщения. И, наконец, когда обезьяны привыкли к тому, что картофель может однажды быть преобразован в вареный, практически половина из них оказалась способна собрать и накопить некоторое количество ломтиков, и затем спокойно ожидать возможности их приготовить. По мнению авторов эксперимента, это показывает, что использовать огонь для приготовления пищи мог не только человек, но и многие другие близкие ему виды, в том числе, возможно, жившие 4 миллиона лет назад австралопитеки. Результаты научной работы опубликованы в журнале Proceedings of the Royal Society B., ученые надеются, что они станут стимулом к дальнейшим археологическим исследованиям. Недавно также было установлено, что древний человек не переносил лактозу. Узнайте о том, где мог жить первый предок современного человека.