Журнал №190, июль 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Природа

Шёпот гладких китов: зачем они это делают

12 июля 2019
FEE International.jpg
Фото: Marine Dynamics Shark Tours / Flickr.com
576px-Ballenafranca+alvina.jpg
Фото: Leonardo Lanza/Wikipedia
Оказывается, самки южных гладких китов издают тихие звуки. Кому же они шепчут?

Южный гладкий кит (лат. Eubalaena australis) обитает в субантарктических и соседних – умеренных – широтах Мирового океана. Зимой его можно встретить у берегов Южной Америки, Африки и Австралии, летом – южнее; опознать легко по массивной голове с пятнами огрубевшей кожи на верхней и нижней челюсти (они обычно светлые, потому что покрыты колониями паразитов). Как и у всех гладких китов, у него нет спинного плавника.

В длину эти животные могут достигать 17 м при массе до 90 т; самки крупнее самцов. Несмотря на габариты, они уязвимы перед косатками. Чтобы защитить китят, старшие особи используют несколько защитных мер: например, передвигаются большими группами и выбирают мелкие и мутные прибрежные воды.

Известно, что самки E. australis общаются со своими детенышами при помощи звуков нескольких типов: с повышающимся или понижающимся тоном, пульсирующих, а также звуки с постоянными или переменным тонами. Но эти сигналы могут привлечь внимание хищников. Похоже, что кроме этих вокализаций, у китов есть и «тайный» язык – шёпот.

Это заметили биологи Орхусского университета (Дания). Их научная экспедиция проводилась у побережья Западной Австралии, где малыши южного гладкого кита появляются на свет. Ученые установили на 9 самках и их детенышах звукозаписывающие гидрофоны. На взрослых особях эти датчики продержались около 7 часов, но на китятах – не более 40 минут (детеныши очень активны и часто трутся о мать). В общей сложности удалось записать 63 часа звуков, и, кроме того, биологи смогли проследить за передвижениями животных и измерить уровень окружающего шума.

Выяснилось, что звери издавали тихие звуки силой 123–134 дБ. На расстоянии в 200 метров они почти не различимы даже для чуткого китовьего уха. Они «шептались» во время движения около 10 раз в час и один раз в момент погружения. При этом детёныши держались бок о бок с матерями. Эта короткая дистанция (около 15 метров) не позволила определить, кто именно издавал шепчущие звуки: взрослые или детеныши.

Авторы исследования полагают, что эта система сигналов позволяет китам оставаться незаметными для хищников, не теряя контакт друг с другом. Шум волн заглушает тихие «семейные» переговоры, и морские плотоядные животные просто проплывут мимо, не заметив потенциальную добычу.

Посмотрите, как проходят спа-процедуры у китов.