Журнал №190, июль 2019

Сибирский орех

Текст и фотографии: Арсений Кречмар
24 августа 2011
/upload/iblock/48d/48defdea8c13dd468bd9bd5df49012b6.jpg
В бассейне реки Анадырь кедровый стланик растет в местах, не затопляемых в половодье.
/upload/iblock/d1c/d1cb90cb5b9740dc70784f04c96a6873.jpg
Шишки кедрового стланика.
/upload/iblock/b04/b045021e2352d7b58aebc337f5ee9cd8.jpg
Большому пестрому дятлу на востоке ареала этой птицы орешки кедрового стланика заменяют более привычные семена сосны.
/upload/iblock/f5e/f5e9f5ede6620e6008a1547df2377d4e.jpg
Для бурого медведя низкорослый стланик – удобная кормушка: не нужно специально тянуться за шишками.
/upload/iblock/f60/f6056843c50bfe22d2e3ec2b84d88c10.jpg
Бурундук, небольшой зверек из семейства беличьих, обитает в тайге и питается в основном семенами кедра и других растений, запасая на зиму несколько килограммов очищенных орехов.
Фото: Арсений Кречмар
Кедровый стланик - даже не дерево, а кустарник. Но его питательных семян хватает на всех обитателей Сибири: птиц, грызунов и даже медведей.
В Сибири к кедру отношение трепетное. Это относится и к широко распространенному в северной части Восточной Сибири кедровому стланику (Pinus pumila) – растению во всех отношениях уникальному. Оно на редкость неприхотливое: живет и на хорошо дренированной почве лиственничной тайги, и на заболоченных равнинах, и на бедных щебенчато-скалистых почвах. По склонам гор кедровый стланик может подниматься и на такую высоту, где нет даже отдельных чахлых лиственниц. В отличие от своего южного собрата, корейского кедра, кедр-стланик – кустарник. И порой он образует настолько густые заросли, что сквозь них с трудом можно продраться, к тому же ступая по тесно переплетенным ползучим стволам, не опираясь на грунт. Иногда эти кедровые дебри совсем непролазны – приходится искать уже протоптанные медвежьи тропы. Со стволом этого растения – история отдельная, отчасти объясняющая его неприхотливость. С наступлением холодов ствол изгибается таким образом, что кедровый стланик буквально прижимается к земле. И, когда он еще покрывается снежным слоем, можно проделать десятки километров на снегоходе и лыжах, так и не догадавшись, что передвигаешься по насту, под которым – заросли. Таким образом, как медведь в своей берлоге, кедр благополучно переносит суровые зимы даже в районе полюса холода в верховьях реки Индигирки. А с первыми теплыми весенними днями растение оживает и резко расправляет свои гибкие лапы, издавая звук, напоминающий хлопок. Плодоносить кедровый стланик начинает во второй половине лета, его ветви в урожайные годы густо усыпаны некрупными шишечками. Плодовитость растения бьет все рекорды: от 50 до 100 килограммов орешков с гектара. Скромный вид шишек обманчив: ядра орешков необычайно питательны. Стоит ли удивляться, что кедровый стланик – кормилец для многих таежных млекопитающих и птиц.
Когда сходит снег, медведи начинают искать шишки. Делают они это «пиратским» способом: разрывают среди зарослей кедрового стланика своими лапами глубокие ямы в поисках зимних кладовых запасливых бурундуков.
Кто только не пользуется щедротами этого растения! Вот, к примеру, птица кедровка, которая относится к группе так называемых номадных птиц, совершающих массовые перекочевки в места с более обильным кормом. Для нее орешки кедрового стланика – «хлеб насущный» почти круглый год, за исключением разве что времени выкармливания птенцов в июне-июле, когда значительную часть рациона этих пернатых составляют насекомые. Причем к заготовке семян запасливая кедровка приступает, когда шишки совсем зеленые, разделывает их мощным конусообразным клювом, заполняет вылущенными орешками зоб, чтобы перенести в укромное место. Но у кедровки есть и конкуренты в охоте за плодами кедрового стланика, как, например, бурундук. Любопытно наблюдать, как этот небольшой шустрый зверек из семейства беличьих ловко перепрыгивает с ветки на ветку в поисках шишек. Сорвав одну и ловко вылущив орешки, бурундук забивает ими защечные мешочки, чтобы транспортировать запасы в свои подземные кладовые. Хотя зимой эти зверьки и впадают в спячку, но, в отличие от сурков и сусликов, время от времени они просыпаются, чтобы подкрепиться. А припасено у бурундуков столько, что хватает не только на всю зиму, но и на весну с первой половиной лета, когда в лесу нечем поживиться. Еще один ценитель питательных кедровых плодов – красная полевка. Эти небольшого размера зверьки отлично лазают по ветвям даже крупных, как дерево, кустов, поедая немалую часть урожая кедрового стланика. Но самые необычные ценители шишек кедрового стланика – бурые медведи. Не случайно в Сибири территории, где водится больше всего медведей, совпадают с ареалами кедрового стланика и корейского кедра. Когда в августе вызревают кедровые орешки, большинство медведей охотно переключается на этот вегетарианский корм, несмотря на то, что на нерестилищах сибирских рек в этот период полно лосося. Особенно любят медведи кормиться в куртинах невысокого, но очень обильно плодоносящего кедрового стланика, где можно срывать шишки, подолгу находясь на одном месте и часто лежа. Никакой другой корм не способствует такому эффективному нагуливанию медведем подкожного жира, необходимого перед зимней спячкой. Весной зверь, испытывающий особо острый дефицит пищи, тоже может рассчитывать на стланик. Когда сходит снег и оттаивает верхний слой почвы, медведи начинают искать шишки. Делают они это «пиратским» способом: разрывают среди зарослей кедрового стланика своими сильными лапами глубокие ямы в поисках зимних кладовых запасливых бурундуков. Там, как правило, весной еще остаются изрядные запасы корма. Поедает при этом хищник не только орешки, но, натыкаясь на выводковые норы бурундуков, и их беспомощных детенышей. Роль кедрового стланика для сибирской фауны трудно переоценить. Но и животные готовы сослужить ему службу. Те же красные полевки зимой освобождают от шишек уже полегшие под снегом ветви кустарника. Другие виды способствуют распространению семян этого растения. Особенно эффективны заначки кедровок и бурундуков. В них бывает с десяток и более семян: при групповых всходах они более жизнеспособны. Такая взаимовыручка – распространенное явление в природе.