Журнал №190, июль 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Природа

Сияние морских свечек в Восточно-Китайском море усиливается: видео

14 июня 2019
blue-tears-bioluminescent-seas-yu-xian-yang-1170x610.jpg
Фото: Yu-Xian Yang/Lienchiang county government
blue-tears-modis-5-18-17-FRGB-usf-optical-oceanography-lab.png
Фото: NASA/University of South Florida optical oceanography lab
blue-tears-rns-under-microscope.png
Фото: Sheng-Fang Tsai/National Taiwan Ocean University
Воду озарила ночесветка.

Спутники NASA «Аква» и «Терра», а также астронавты МКС на протяжении двух десятилетий фиксировали рост скоплений ночесветки, или морской свечки (лат. Noctiluca scintillans) – организмов, которые относятся к группе динофитовых водорослей (динофлагеллят) и вызывают свечение поверхностных слоев воды по всему миру. Они всегда присутствовали в Восточно-Китайском море, но за период 2000-2017 гг. колонии мерцающих хищных водорослей сильно разрослись.

Ночесветка имеет шаровидное тело диаметром до 3 мм с подвижным щупальцем. Ее цитоплазма заполнена жировыми включениями, которые при механических или химических раздражениях обладают способностью к биолюминесценции. Голубоватое свечение, заметное в темноте, происходит благодаря ферменту люциферазе. Это красивое явление, поэтично называемое «синими слезами», на самом деле является сигналом бедствия, поскольку нередко водоросли-динофиты бывают токсичны, и те морские обитатели, которые питаются ими, также становятся ядовитыми. И хотя именно ночесветка Noctiluca scintillans сама по себе нетоксична, она вызывает другие проблемы, выделяя в воду аммиак, вредный для других организмов.

Спутниковые наблюдения показали, что огромные массы ночесветок активно продвигаются все дальше от берега. Кроме того, они оказались устойчивы к повышению температуры воды до +28 °C: ранее считалось, что морская свечка предпочитает более холодную воду. Ученые связывают рост плантаций ночесветки со строительством электростанции «Три ущелья» на реке Янцзы. Другим фактором увеличения количества ночесветок может быть избыток питательных веществ, попадающих в море с удобрениями и сточными водами.

Так или иначе, сложившаяся ситуация тревожит ученых. Массовое цветение воды называется «красным приливом» (днем вода, где изобилуют морские свечки, приобретает ржаво-красный оттенок). Его неотвратимые последствия – гибель морских и прибрежных видов рыб, птиц, морских млекопитающих и других обитателей Мирового океана.