National Geographic №195, декабрь 2019
National Geographic Traveler №72, ноябрь 2019 – январь 2020
Природа

Скрытая угроза: туристы заносят на Мань-пупу-нёр новые виды растений

Интерфакс
19 февраля 2018
/upload/iblock/8f6/8f61802f1abfb3426b4a43e1b14f5ffb.jpg
Фото: Павел Жигалов
/upload/iblock/5ef/5efa3e44f81a9f03878d42be5bfd9df4.JPG
Фото: Сергей Дегтярёв
/upload/iblock/249/2495d630b421d84ea8f2e333a3261f46.jpg
Фото: Павел Жигалов
Стремительное развитие туризма может изменить экосистему одного из главных природных чудес России.
Как говорится в отчете Печоро-Илычского биосферного заповедника об экологической ситуации на плато Мань-пупу-нёр, туристические тропы на его территории являются одним из "каналов", по которому синантропные виды растений (связанные с человеком) могут проникать в заповедник и приводить к изменению как флористического состава сообществ, так и природных экосистем в целом. При обследовании в 2017 году обнаружено 10 видов синантропных растений, что на три вида больше, чем двумя годами ранее. "Самый массовый и интенсивный способ разноса синантропной флоры в изучаемом районе — с помощью пеших туристов. Также в этом участвуют вертолеты, летающие на плато. Самое большое видовое разнообразие занесенных растений на маршруте обнаружено около дома на плато, рядом с которым находится вертолетная площадка", — сообщается в отчете. Чтобы избежать необратимой деградации растительного и почвенного покрова на маршруте от Усть-Ляги до Мань-пупу-нёра, ученые настоятельно рекомендуют закрыть тропу для туристов до окончания строительства мостков и настилов на переувлажненных экотопах, обустройства мест ночевок туристов, оборудования мостов через ручьи. Желательно запретить ночевки туристов вне стационарных гостевых домов и удалить места стоянок транспорта от границ заповедника. Рекомендуется полный запрет для посетителей на выход за пределы отсыпанных дорожек и площадок на плато Мань-пупу-нёр, что позволит предотвратить распространение семязачатков, говорят ученые. Печоро-Илычский государственный биосферный заповедник расположен в междуречье рек Печоры и Илыча на западном макросклоне Северного Урала, на территории Троицко-Печорского района Коми. Создан в 1930 году для сохранения природного комплекса северо-востока европейской части СССР. Площадь заповедника — более 720 тыс. га. Там растут девственные леса, являющиеся объектами Всемирного природного наследия ЮНЕСКО, а на плато Мань-пупу-нёр ("Малая гора идолов") находятся столбы выветривания, которые отнесены к геологическим памятникам. Мансийские "болваны" достигают в высоту от 30 до 42 метров. С ними связаны разные легенды, нынешний геологический памятник прежде являлся объектом культа народа манси. Столбы выветривания получили широкую известность, став одним из чудес России в 2008 году.